Если машина не заводится — в автомобиле не обязательно сломалось что-то дорогостоящее, обычно как раз наоборот. Сначала стоит исключить вероятные мелкие неисправности и только потом решать, к каким специалистам отправляться на ремонт и диагностику. Рассказываем о наиболее частых причинах, почему автомобиль не заводится: на холодную или на горячую, в мороз, когда стартер крутит или нет. От простых неисправностей — к более сложным.
Нет топлива
Всегда стоит начинать с самого простого — проверить уровень топлива. Возможно, вы банально забыли заправить авто, а бывает, что топливная система разгерметизируется из-за поломки, и насос за минут пять выгоняет топливо из системы. Проверните ключ зажигания в положение «ON» (когда загораются контрольные лампы на панели приборов) и посмотрите на уровень топлива и на наличие значка бензоколонки, который загорается при низком уровне топлива в бензобаке.
Если значка нет и уровень топлива достаточный — скорее всего проблема не в пустом бензобаке. Но наличие топлива в баке не означает, что оно поступает в двигатель. Причины этого мы тоже рассмотрим ниже.
Сел аккумулятор
Если у автомобиля разряжен аккумулятор — запустить двигатель не получится. Обычно это происходит, если аккумулятор слишком стар и уже не держит заряд, либо если есть утечка тока в электропроводке. Зимой проблема усугубляется низкой температурой, что ускоряет разрядку батареи. Аккумулятор также может сесть из-за забытых фар или другого электрооборудования автомобиля, включенного на ночь, или длительной стоянки машины без использования.
Если при попытке завести автомобиль стартер с трудом прокрутился, не завел двигатель и встал, либо если при повороте ключа в замке зажигания не горят даже лампы на приборной панели — стоит проверить аккумулятор.
Плохое топливо
Некачественное топливо часто является причиной, почему автомобиль не заводится. Несоответствующее стандартам топливо с плохим набором присадок может вызывать: износ топливной системы (форсунок, топливного фильтра, топливного насоса), появление нагара в двигателе и выхлопной системе, износ трущихся деталей в двигателе, снижение срока службы свечей зажигания, фильтров, насоса высокого давления (ТНВД), катализатора, появление осадка в бензобаке.
Предшествовать отказу двигателя заводиться могут: снижение тяги мотора, рывки при движении, повышенные вибрации, низкая отзывчивость автомобиля при нажатии на газ.
Замерзло топливо
Проблема актуальна в зимний сезон для автомобилей с дизельными двигателями. В стандартном дизельном топливе содержатся парафины, которые кристаллизуются при отрицательных температурах. Такое топливо скорее всего замерзнет зимой в баке, топливном фильтре, насосе, топливной магистрали.
В холодный сезон на крупных брендовых заправках продают зимнее дизельное топливо со специальными присадками, которые не позволяют солярке замерзнуть. Если вы заправлялись на непроверенных станциях, или еще чего лучше — в гаражах, есть риск нарваться на обычную солярку котораяк утру подмерзнет и не даст запустить двигатель. Автомобиль придется отогревать или ждать потепления.
Нет питания стартера
Без стартера автомобиль не заведется — именно он отвечает за первоначальный проворот коленвала двигателя при его запуске. Стартер не обязательно должен сломаться, чтобы перестать работать — иногда слетает или корродирует клемма питания (на некоторых автомобиля это «болячка»), перетирается питающий провод или перегорают обмотки. Также стартер может не реагировать из-за полностью севшего аккумулятора.
Если при провороте ключа в замке зажигания в положение «Старт» (крайнее правое), вы не слышите привычных звуков работы стартера — возможно дело именно в нем. Иногда клемму стартера можно увидеть из-под капота, что позволит исключить легко поправимую проблему со слетевшей клеммой.
Сломался стартер
Помимо отсутствия питания, стартер попросту мог выйти из строя. Хоть это и довольно надежный механизм (срок службы 100-150 тысяч километров) — рано или поздно он все же ломается. В отличие от ситуации с отсутствием питания, когда стартер не подает признаков жизни, неисправный стартер может издавать различные «нездоровые» звуки.
Повреждения механизма включения, шестерни стартера или механизма свободного хода могут не позволить завести автомобиля, при этом звук работы стартера может доноситься из-под капота, но двигатель схватывать не будет. Отремонтировать стартер в полевых условиях не получится — придется ехать на диагностику и ремонт. Впрочем, причина может быть и не в нем.
АКПП не в паркинге
Актуально для автомобилей с автоматической коробкой передач. Иногда водители перед запуском двигателя забывают перевести рычаг автоматической коробки передач в режим паркинга, из-за чего блокируется запуск двигателя. Убедитесь, что рычаг КПП находится в положении паркинга («P»), и попробуйте запустить двигатель снова.
Иногда бывает, что рычаг коробки переключения передач переведен в режим паркинга, однако из-за проблемы в проводке или механической поломки рычага — фактически смены режима КПП не происходит. Убедитесь, что после переключения коробки в паркинг на панели приборов загорается индикатор «P». В противном случае придется обращаться к специалистам.
Топливный фильтр
Заправка автомобиля некачественным топливом, коррозия топливного бака (актуально для старых автомобилей с металлическим бензобаком) и мелкие посторонние предметы в топливной системе со временем оседают в топливном фильтре. Из-за этого проходимость топлива через фильтр уменьшается, вплоть до полной блокировки подачи.
Если в баке есть топливо, стартер исправно крутит двигатель, но двигатель не запускается — дело может быть в топливном фильтре. В этом случае обычно проверяют, доходит ли топливо до топливных форсунок и под каким давлением, чтобы исключить проблемы в топливной магистрали (например, с топливными фильтром и насосом).
Сломан бензонасос
Бензонасос находится в топливном баке и отвечает за подачу топлива к двигателю под давлением. При повороте ключа зажигания в положение «ON» он запускается, чтобы подкачать топливо в систему. Чтобы услышать работу топливного насоса даже не обязательно запускать двигатель.
Обычно доступ к бензонасосу открывается через специальный лючок в багажнике или под задними сиденьями автомобиля. При хорошей шумоизоляции его работа практически не слышна, но если добраться до лючка, то можно будет точно убедиться, издает ли насос какие-то звуки. Если там тишина — возможно топливный насос сломался или к нему не поступает питание (перетерся провод, коррозия клеммы, сгорел предохранитель).
Свечи зажигания
Проблемы со свечами зажигания также могут быть причиной невозможности запустить двигатель. Если свечи давно не менялись и ранее были перебои в зажигании или проблемы с плавностью работы двигателя — стоит их проверить.
Нагар на свечах зажигания, наросты, пробой изолятора, неправильный искровой зазор, перегрев или разрушение свечи — наиболее распространенные проблемы этих элементов зажигания.
Частые поездки на короткие расстояния, масложор, плохое топливо и морозы негативно влияют на ресурс и работоспособность свечей зажигания.
Сгорел предохранитель
Перегорание одного из предохранителей, влияющих на критически важные для запуска двигателя узлы, может быть причиной, почему мотор не заводится. Найдите в Интернете схему расположения предохранителей вашего автомобиля и проверьте плавкие элементы в цепи стартера, системы зажигания, подачи топлива, замка зажигания, генератора.
В основном перегоревший предохранитель говорит о том, что в цепи есть замыкание, но иногда предохранители сгорают случайно, от времени, или из-за того, что по ошибке установлен плавкий элемент, предназначенные на более низкие токи, чем требуется в конкретной цепи (правильные номиналы предохранителей указываются в руководстве по пользованию автомобилем).
Неисправен генератор
Генератор в автомобиле необходим для подзарядки аккумулятора. «Батарейка» может быть полностью исправна, но не давать ток банально из-за разрядки по причине неисправного генератора.
На месте проверить генератор не получится, максимум в чем можно убедиться — это в том, что приводной ремень генератора не слетел и не порвался. Диагностику и ремонт генераторов специалисты проводят после снятия с двигателя.
В основном у генераторов ломаются подшипники, изнашиваются коллекторные кольца и щетки, перегорает диодный мост, происходит пробой статора или ротора. В результате генератор перестает заряжать аккумулятор.
Замок зажигания
Замок зажигания тоже часто является причиной, почему не запускается мотор. Это могут быть как механическая, так и электрическая проблемы.
При механической проблеме ключ будет болтаться в гнезде, не проворачиваться, не возвращаться в исходное положение после проворота и другое. Не заметить такую проблему обычно сложно.
Электрическая проблема обычно затрагивает контактную группу замка зажигания, которая отвечает за переключение контактов в разных положениях ключа в замке. Так, например, вышедшая из строя контактная группа может не замыкать цепь в положении Start, отвечающем за активацию стартера.
Забита выхлопная
Реже это происходит из-за механической поломки (например, из-за развалившегося каталитического нейтрализатора), чаще — чья-то злая шутка. Бывает, что недоброжелатели засовывают картошку или любой другой плотный предмет в выхлопную систему автомобиля, из-за чего автомобили или глохнет сразу после запуска, или не заводится вовсе.
Припарковались на «чужом» месте, на тротуаре, перекрыли кому-то выезд, недавно с кем-то повздорили, и машина вдруг перестала заводиться? Есть смысл визуально проверить выхлопную систему на наличие посторонних предметов.
Отказ ЭБУ
Электронный блок управления двигателем отвечает за работу всех систем автомобиля. Несмотря на то, что это достаточно надежный узел, иногда он тоже выходит из строя, особенно на старых автомобилях.
Контакты ЭБУ могут отпаяться или окислиться, печатная плата треснуть или расслоиться, элементы микросхемы — выгореть. В некоторых автомобилях ЭБУ расположен неудачно и его при некоторых обстоятельствах его может залить водой.
Если в автомобиле долго не могут найти неисправность в электрике — часто ставят другой ЭБУ, чтобы исключить проблемы с «мозгами». В некоторых машинах это больное место.
Замерзло масло
Использование некачественного моторного масла в купе с экстремально низкими температурами могут не позволить запустить двигатель из-за загустения масла.
Только лишь из-за повышения вязкости масла автомобиль вряд ли не заведется, но зато в комплексе с другими проблемами (обычно зимой) — это вполне вероятно.
Так, для поворота коленвала с густым маслом нужно больше усилий для стартера, который требует больших токов от аккумулятора, а тот, в свою очередь, зимой теряет емкость и может не выдать заводские параметры. После неудачной попытки заводки батарея разрядится еще больше и уже точно не позволит запустить двигатель.
Воздушный фильтр
Забитый воздушный фильтр тоже может быть причиной, почему двигатель не запускается. Это довольно редкая ситуация, так как загрязнить его до такой степени, что машина перестанет заводиться — еще нужно постараться, но и такое бывает. С проблемой забитого воздушного фильтра чаще сталкиваются водители машин, работающих в колхозе (летит пыль с дорог и полей, пыльца цветущих растений, зерно и т.д.).
Если не помните, когда последний раз меняли воздушный фильтр — есть смысл его проверить. При критическом загрязнении воздушного фильтра двигателю будет не хватать воздуха и он либо будет глохнуть из-за чрезмерно богатой смеси, или вовсе не заведется.
Проблемы с проводкой
Неисправности в электропроводке также могут быть причиной, почему автомобиль не заводится. Но сама по себе случайная проблема в электрической цепи редко приводится к отказу двигателя заводиться, так как большинство узлов электроцепи не влияют на запуск двигателя.
Чтобы автомобиль не завелся из-за проблем по электрике, в основном это должны быть неисправности, связанные с аккумулятором, генератором, стартером, свечами зажигания, замком зажигания, подачей топлива. Это все те же узлы, что мы рассматривали выше. Могут перегореть электрокомпоненты, перетереться провода, обгореть или окислиться контакты и другое.
Датчик коленвала
На абсолютное большинство автомобилей устанавливается датчик положения коленвала. Его задача — отслеживание положения коленчатого вала двигателя. Данные подаются в ЭБУ, который синхронизирует работу системы впрыска и зажигания.
В случае поломки датчика положения коленвала данные в ЭБУ перестают передаваться и двигатель не запускается. При этом стартер может крутить коленвал, но схватывать мотор не будет.
В случае частичной неисправности датчика положения коленвала — двигатель может глохнуть на ходу или заводиться через раз. Проблемы с запуском могут быть как на холодную, так и на горячую.
Обрыв ремня ГРМ
Обрыв ремня или цепи газораспределительного механизма тоже не позволят запустить двигатель. К тому же это чревато серьезными механическими поломками двигателя (из-за встречи клапанов с поршнями), однако некоторые моторы от этого защищены. Но даже при наличии защиты от поломки мотора при обрыве ремня или цепи ГРМ — запустить двигатель уже не получится.
У газораспределительного механизма есть свой регламент обслуживания, его необходимо соблюдать. Также обычно при покупке подержанной машины сразу же меняют комплект ГРМ, так как неизвестно, сколько на нем ездили до этого, а продавец вполне может обмануть, что его меняли. Часто доступ к ремню ГРМ можно легко получить, сняв пластиковую крышку в торце двигателя.
Блок иммобилайзера
Электронное противоугонное устройство — иммобилайзер — может быть причиной, почему двигатель не запускается. Электронный ключ мог отвязаться, села батарейка в брелоке или по другим причинам не распознается ключ. Если не панели приборов горит значок с ключом — скорее всего проблема в иммобилайзере.
В зависимости от системы и настроек иммобилайзера, бывают разные блокировки: невозможно провернуть ключ в замке зажигания, не реагирует стартер, двигатель запускается и сразу глохнет. Проблемы с блокировкой и разблокировкой центрального замка — тоже признаки неисправности иммобилайзера.
Самое простое, что можно сделать — попробовать поменять батарейку в брелоке. Если проблема не решится — обращаться в сервис.
Сломался мотор
И, вероятно, самая редкая причина, почему двигатель не заводится — это механическая поломка мотора.
Обычно, конечно, двигатель ломается во время движения, а не на стоянке. Но ситуации могут быть разные, как и возможные механические поломки мотора.
Сломанные коленвал или распредвал, обломанные клапана, разрушенная поршневая или головка блока цилиндров вряд ли позволят запустить двигатель.
Большинству механических поломок двигателя предшествуют или сопровождают: металлический лязг, грохот, нестабильная работа мотора. Народное понятие «стукнул мотор» точно описывает ситуацию, когда мотор уже «приехал».
Кстати, ранее мы рассказывали, почему бьет в руль или идут вибрации, а также о неисправностях стоек стабилизатора.
Читайте также в нашем журнале: