Руль Audi SQ8 Sportback

Вибрации и удары в руль при торможении или в других дорожных ситуациях (при разгоне, на высокой скорости) говорят о наличии неисправностей в автомобиле. Виновниками проблемы могут быть: тормозная система, ходовая часть, рулевое управление и другие узлы автомобиля. В этой статье рассмотрены наиболее вероятные причины почему бьет в руль при торможении.

Отметим, что процесс диагностики биения на руле может быть затруднен, так как обозначенная проблема способна проявляться в следствие неисправности различных узлов автомобиля по отдельности или в совокупности. Поэтому “на слух” понять, из-за чего бьёт в руль, редко представляется возможным – требуется полноценная диагностика.

Также заранее сложно предсказать, во сколько обойдется ремонт – всё зависит от стоимости неисправных деталей. Одно дело поменять пару сайлентблоков или шаровых опор, другое – “попасть” на замену рулевой рейки. Хорошо, что последнее – не самая распространённая поломка, но о ней мы упомянем тоже.

Неисправности тормозной системы

Наиболее частая причина возникновения ударов в руль при торможении – неисправности в тормозной системе автомобиля. Любой её элемент, требующий ремонта или обслуживания, может вызывать неприятные постукивания и вибрации на тормозной педали и руле.

Деформация тормозных дисков

Искривлённые тормозные диски будут намекать о необходимости их замены стуками и вибрациями на педали тормоза или рулевом колесе. Слышали фразу “диски повело”? Вот это именно тот случай. Техническое определение данной проблемы – неравномерный износ рабочей поверхности тормозных дисков (разнотолщинность или искривление). Это может быть причиной, почему бьёт в руль.

Изношенный тормозной диск

Изношенный тормозной диск

Нарушение геометрии тормозных дисков может быть вызвано следующими причинами:

  • Перегрев. В процессе интенсивного торможения, особенно в жаркую погоду, диск раскаляется до 400-500 градусов Цельсия, тогда как при обычной эксплуатации температура составляет порядка 200 градусов Цельсия;

  • Попадание воды. Особенно в сочетании с высокой температурой самих дисков. В экстремальных случаях тормозной диск может лопнуть;

  • Низкое качество металла. Дешёвые тормозные диски может повести просто по причине низкого качества металла или нарушении технологии изготовления, даже без перегрузок;

  • Износ. Тормозные диски в процессе эксплуатации стачиваются. Износ по толщине может достигнуть критических значений, при которых активное воздействие колодок (например, при экстренном торможении), может вызвать искривление дисков. В экстремально запущенных случаях на поверхности тормозных дисков могут появиться трещины или произойти полное разрушение диска.

Отслоение металла на тормозном диске

Отслоение металла на тормозном диске

Независимо от причины возникновения проблемы, искривлённые тормозные диски нужно менять, иначе от ударов в руль при торможении не избавиться. Протачивать диски не рекомендуется, так как в этом случае уменьшается их толщина (из-за чего их снова может “повести”), а также не везде есть оборудование, делающее проточку с двух сторон одновременно (важное условие для исправления кривизны).

Износ тормозных колодок

Бить в руль при торможении может и из-за изношенных тормозных колодок. Фрикционный материал может стереться и рассыпаться полностью или частично. Любые нарушения плоскости тормозных колодок способны вызывать биение и вибрации на руле и педали тормоза.

Изношенные тормозные колодки

Изношенные тормозные колодки

Отслоение фрикционного материала относится к экстремальным случаям, обычно он просто стирается, а торможение производится путём трения металла об металл – основы тормозной колодки о тормозной диск. Эффективность торможения при этом сильно падает, а нагрев и износ дисков – значительно возрастает.

Подклинивание направляющих тормозного суппорта

Направляющие тормозных суппортов предназначены для свободного перемещения скобы суппорта в горизонтальном направлении. Они позволяют не только направлять колодки к тормозному диску во время торможения, но и возвращать их в исходное положение.

Заклинившие направляющие суппорта и рассыпавшаяся резина пыльника

Заклинившие направляющие суппорта и рассыпавшаяся резина пыльника

Направляющие смазаны специальной термостойкой смазкой, которая обеспечивает свободное их скольжение и защиту от коррозии. Со временем смазка теряет свои свойства, вытекает или загрязняется, в результате чего направляющие суппорта со временем будут ржаветь и подклинивать. По этой причине могут быть биения и вибрации в руле, помимо этого может повыситься расход топлива.

Подклинивание поршня суппорта

Тормозной поршень тоже может подклинивать и создавать вибрации и биение на руле. Причины подклинивания бывают разные:

  • Повреждение или искривление посадочного места тормозного цилиндра;
  • Коррозия тормозного цилиндра;
  • Повреждение пыльника поршня.
Поршни суппортов с коррозией

Поршни суппортов с коррозией

Поршни суппортов в состоянии как на фотографии выше не подлежат ремонту – их меняют на новые, если посадочное место под суппорт не пострадало. В противном случае понадобится замена суппортов в сборе.

Неисправности ходовой части

Причиной биение руля при торможении могут быть также неисправности в ходовой части автомобиля, в частности – в подвеске. Перечень возможных проблем широкий.

Проблемы с колёсами

Самая безобидная для кошелька неисправность, из-за которой может бить в руль – плохая балансировка колёс (если, конечно, она не вызвана механическими повреждениями дисков). Балансировка может быть нарушена из-за изменения геометрии шин, дисков, или того и другого вместе. Нередки и ошибки на станции шиномонтажа. Помимо проблемы балансировки колёс, ещё может быть нарушена технология установки колёсных дисков, причем не важно, какого они типа – легкосплавные, кованые, составные или штампованные.

Кривой легкосплавный диск

Кривой легкосплавный диск

Основные причины почему может бить в руль при торможении из-за колёс:

  • Неправильная балансировка колёс (ошибка шиномонтажного сервиса; налипание глины, грязи, льда или других составов на диски с внутренней стороны; застрявшие в протекторе камешки);

  • Нарушение геометрии дисков (трещины, овальность, очевидные механические повреждения вследствие удара);

  • Неправильная установка дисков (использование нештатных колёс с большим чем требуется размером центрального отверстия, плохая очистка привалочной поверхности ступицы перед установкой дисков);

  • Недостаточный момент затяжки колёсных болтов (к сожалению, даже на СТО иногда ошибаются, особенно при сезонном аврале на шиномонтаже);

  • Требующие замены покрышки (с неравномерным износом, “грыжами”, “оквадрачиванием” профиля из-за неправильного хранения или возрастных изменений, деформацией корда и боковин);

  • Неравномерное давление в шинах тоже может быть причиной биения на руле.

Износ ступичного подшипника

Развалился ступичный подшипник

Развалился ступичный подшипник

Требующий замены ступичный подшипник сначала будет шуметь, а если посторонние звуки долго игнорировать – он начнёт рассыпаться. В этом случае однозначно появятся вибрации и постукивания на руле, причем во всех режимах движения автомобиля, а не только при торможении.

Неисправности приводов

Убить привода – нужно постараться, но ничего невозможного нет. Биение в руле может быть из-за:

  • Погнутых приводных валов (редко, но при небольшом искривлении обнаружить проблему бывает сложно);
  • Повреждения шлицевой части вала (коррозия, некачественный ремонт);
  • Неисправного шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), трипоида.
Срезало приводной вал

Срезало приводной вал

В редких и экстремальных ситуациях приводные валы может срезать. Если это вал моноприводного автомобиля – дальнейшее передвижение автомобиля будет невозможно.

Износ элементов подвески

Шаровые опоры, втулки или стойки стабилизатора тоже могут быть причиной биения в руль. Звук и характер постукиваний, конечно, отличается от остальных элементов, и здесь скорее будет ощущение ударов по кузову, но на слух определить проблему невозможно – нужна тщательная диагностика. Желательно её делать каждые полгода, чтобы в один момент случайно не узнать, что надо “пересыпать всю ходовку”.

Неисправности рулевого управления

Проблемы в рулевом управлении также могут вызывать неприятные вибрации и биение на руле. Основные неисправности – износ элементов рулевого управления или износ рулевой рейки.

Износ рулевой рейки

Обычно это относится к автомобилям с большими пробегами. Типовая неисправность – неполадки в приводном вале рулевой рейки, в том числе коррозия вала, износ шлицевой части. Со временем появляются люфты и подклинивания, что может отдавать ударами и постукиваниями в руль.

Изношенная рулевая рейка

Изношенная рулевая рейка

Износ элементов рулевого управления

Помимо рулевой рейки, могут пострадать и другие элементы рулевого управления. Например:

  • Рулевые наконечники (тяги) – частая проблема, поэтому эти элементы проверяются в рамках стандартной процедуры диагностики автомобиля.
  • Рулевой кардан. Встречается реже, но диагностика обычно затруднена из-за скрытого расположения этой детали. Обычно этот элемент проверяется, когда уже исключено большинство других причин.

Заключение

Биение в руле это ненормально и нужно искать причину неполадки, поскольку большинство неисправностей, вызывающих подобный эффект, негативно влияют на безопасность дорожного движения. Решение проблемы прозаично – найти неисправность и заменить или отремонтировать вышедшие из строя детали. С учётом многообразия дефектов, которые могут быть причиной почему бьет руль при торможении – рекомендуем обратиться на станцию технического обслуживания для профессиональной диагностики.

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: