Вибрации и удары в руль при торможении или в других дорожных ситуациях (при разгоне, на высокой скорости) говорят о наличии неисправностей в автомобиле. Виновниками проблемы могут быть: тормозная система, ходовая часть, рулевое управление и другие узлы автомобиля. В этой статье рассмотрены наиболее вероятные причины почему бьет в руль при торможении.
Отметим, что процесс диагностики биения на руле может быть затруднен, так как обозначенная проблема способна проявляться в следствие неисправности различных узлов автомобиля по отдельности или в совокупности. Поэтому “на слух” понять, из-за чего бьёт в руль, редко представляется возможным – требуется полноценная диагностика.
Также заранее сложно предсказать, во сколько обойдется ремонт – всё зависит от стоимости неисправных деталей. Одно дело поменять пару сайлентблоков или шаровых опор, другое – “попасть” на замену рулевой рейки. Хорошо, что последнее – не самая распространённая поломка, но о ней мы упомянем тоже.
Неисправности тормозной системы
Наиболее частая причина возникновения ударов в руль при торможении – неисправности в тормозной системе автомобиля. Любой её элемент, требующий ремонта или обслуживания, может вызывать неприятные постукивания и вибрации на тормозной педали и руле.
Деформация тормозных дисков
Искривлённые тормозные диски будут намекать о необходимости их замены стуками и вибрациями на педали тормоза или рулевом колесе. Слышали фразу “диски повело”? Вот это именно тот случай. Техническое определение данной проблемы – неравномерный износ рабочей поверхности тормозных дисков (разнотолщинность или искривление). Это может быть причиной, почему бьёт в руль.
Нарушение геометрии тормозных дисков может быть вызвано следующими причинами:
Независимо от причины возникновения проблемы, искривлённые тормозные диски нужно менять, иначе от ударов в руль при торможении не избавиться. Протачивать диски не рекомендуется, так как в этом случае уменьшается их толщина (из-за чего их снова может “повести”), а также не везде есть оборудование, делающее проточку с двух сторон одновременно (важное условие для исправления кривизны).
Износ тормозных колодок
Бить в руль при торможении может и из-за изношенных тормозных колодок. Фрикционный материал может стереться и рассыпаться полностью или частично. Любые нарушения плоскости тормозных колодок способны вызывать биение и вибрации на руле и педали тормоза.
Отслоение фрикционного материала относится к экстремальным случаям, обычно он просто стирается, а торможение производится путём трения металла об металл – основы тормозной колодки о тормозной диск. Эффективность торможения при этом сильно падает, а нагрев и износ дисков – значительно возрастает.
Подклинивание направляющих тормозного суппорта
Направляющие тормозных суппортов предназначены для свободного перемещения скобы суппорта в горизонтальном направлении. Они позволяют не только направлять колодки к тормозному диску во время торможения, но и возвращать их в исходное положение.
Направляющие смазаны специальной термостойкой смазкой, которая обеспечивает свободное их скольжение и защиту от коррозии. Со временем смазка теряет свои свойства, вытекает или загрязняется, в результате чего направляющие суппорта со временем будут ржаветь и подклинивать. По этой причине могут быть биения и вибрации в руле, помимо этого может повыситься расход топлива.
Подклинивание поршня суппорта
Тормозной поршень тоже может подклинивать и создавать вибрации и биение на руле. Причины подклинивания бывают разные:
Поршни суппортов в состоянии как на фотографии выше не подлежат ремонту – их меняют на новые, если посадочное место под суппорт не пострадало. В противном случае понадобится замена суппортов в сборе.
Неисправности ходовой части
Причиной биение руля при торможении могут быть также неисправности в ходовой части автомобиля, в частности – в подвеске. Перечень возможных проблем широкий.
Проблемы с колёсами
Самая безобидная для кошелька неисправность, из-за которой может бить в руль – плохая балансировка колёс (если, конечно, она не вызвана механическими повреждениями дисков). Балансировка может быть нарушена из-за изменения геометрии шин, дисков, или того и другого вместе. Нередки и ошибки на станции шиномонтажа. Помимо проблемы балансировки колёс, ещё может быть нарушена технология установки колёсных дисков, причем не важно, какого они типа – легкосплавные, кованые, составные или штампованные.
Основные причины почему может бить в руль при торможении из-за колёс:
Износ ступичного подшипника
Требующий замены ступичный подшипник сначала будет шуметь, а если посторонние звуки долго игнорировать – он начнёт рассыпаться. В этом случае однозначно появятся вибрации и постукивания на руле, причем во всех режимах движения автомобиля, а не только при торможении.
Неисправности приводов
Убить привода – нужно постараться, но ничего невозможного нет. Биение в руле может быть из-за:
В редких и экстремальных ситуациях приводные валы может срезать. Если это вал моноприводного автомобиля – дальнейшее передвижение автомобиля будет невозможно.
Износ элементов подвески
Шаровые опоры, втулки или стойки стабилизатора тоже могут быть причиной биения в руль. Звук и характер постукиваний, конечно, отличается от остальных элементов, и здесь скорее будет ощущение ударов по кузову, но на слух определить проблему невозможно – нужна тщательная диагностика. Желательно её делать каждые полгода, чтобы в один момент случайно не узнать, что надо “пересыпать всю ходовку”.
Неисправности рулевого управления
Проблемы в рулевом управлении также могут вызывать неприятные вибрации и биение на руле. Основные неисправности – износ элементов рулевого управления или износ рулевой рейки.
Износ рулевой рейки
Обычно это относится к автомобилям с большими пробегами. Типовая неисправность – неполадки в приводном вале рулевой рейки, в том числе коррозия вала, износ шлицевой части. Со временем появляются люфты и подклинивания, что может отдавать ударами и постукиваниями в руль.
Износ элементов рулевого управления
Помимо рулевой рейки, могут пострадать и другие элементы рулевого управления. Например:
Заключение
Биение в руле это ненормально и нужно искать причину неполадки, поскольку большинство неисправностей, вызывающих подобный эффект, негативно влияют на безопасность дорожного движения. Решение проблемы прозаично – найти неисправность и заменить или отремонтировать вышедшие из строя детали. С учётом многообразия дефектов, которые могут быть причиной почему бьет руль при торможении – рекомендуем обратиться на станцию технического обслуживания для профессиональной диагностики.
Читайте также в нашем журнале: