Стойки стабилизатора

Если спереди в подвеске внезапно что-то громко застучало так, как будто скоро отвалятся колеса вместе с рычагами и подрамником, не стоит сильно волноваться, возможно просто пришел конец стойкам стабилизатора, а это не самая плохая новость. Характерный металлический стук в районе колес спереди или сзади при проезде неровностей и ям знаком многим автомобилистам, и большинство из них безошибочно поставят диагноз – пора менять стойки стабилизатора.

В народе эти детали подвески сокращённо называют “косточки” или “линки”, реже правильным наименованием – тяги стабилизатора. Опытных водителей их поломка не увидит, потому что, как известно, подвеска это “расходник”, а тяги в списке наиболее часто заменяемых деталей занимают верхние строчки вместе с подвесами глушителя и сайлентблоками. Кто-то при появлении стуков в шарнирах стоек стабилизатора просто их меняет, а некоторые водители знают и успешно используют способ, как продлить жизнь “косточкам”. Об этом мы тоже расскажем в этом материале. Но для начала – матчасть.

Устройство и назначение стойки стабилизатора

Устройство стоек стабилизатора примитивное и несмотря на то, что имеется большое количество разновидностей “косточек”, принципиальных конструктивных отличий друг от друга они не имеют. Длина тяги, угол расположения шарниров и их размер, длина пальцев у каждой модели автомобиля свои. Иногда вместо шарниров используются сайлентблоки (резиновые втулки), встречаются и комбинированные исполнения. Различают несколько видов тяг:

  • С двумя шарнирами (наиболее распространены);
  • С двумя эластичными втулками (сайлентблоками);
  • С одним шарниром и одной втулкой.

Рассмотрим наиболее популярный и сложный (по сравнению с другими возможными) вариант конструкции – с двумя шарнирами. Такие “косточки” состоят из тяги и двух шарниров в корпусах, вкладышей, пыльников и тяги. Основной рабочий элемент в виде стандартного шарнира (точно такая же конструкция и у шаровой опоры, только размером побольше), состоит из:

Устройство шаровой опоры
  1. Пальца c шаровой;
  2. Пыльника с хомутами;
  3. Полимерного вкладыша;
  4. Гайки;
  5. Корпуса шаровой.

Назначение стойки стабилизатора – кинематическое соединение стабилизатора поперечной устойчивости с другими элементами подвески. “Линки” обеспечивают контроль кренов кузова в поворотах, что положительно сказывается на управляемости автомобиля. Одной стороной тяга крепится к стабилизатору, другой – к стойке амортизатора, поворотному кулаку, ступице или рычагу. Чтобы обеспечить подвижное соединение стабилизатора с другими деталями подвески “косточки” должны иметь некоторую степень свободы, для этой цели и применяются шарниры или резиновые втулки. Они же и выходят из строя, случаи отрыва тяги рассматривать не будем – это крайне редкая ситуация вследствие брака производства или после ДТП.

Стойка стабилизатора в разрезе

Стойка стабилизатора с шарнирами в разрезе

Почти все современные автомобили идут со стабилизатором поперечной устойчивости, как правило с передним. Реже дополнительно ставится задний. На каждый стабилизатор приходится две стойки, поэтому, зная сколько стабилизаторов (один или два), не сложно посчитать, сколько стоек стабилизатора в машине – две или четыре.

Ранее тяги стоек стабилизатора делали только металлическими, теперь же встречаются решения из пластика.

Признаки выхода из строя стоек стабилизатора

Главный признак износа стойки стабилизатора – металлический стук при проезде неровностей. Его можно спутать со стуком шаровой опоры, но в случае выхода из строя последней обычно она же и “барабанит” (если неисправна левая передняя шаровая – стук будет доноситься спереди слева). В случае же со стойками стабилизатора вышедшая из строя правая “косточка” может также постукивать и при проезде неровности левым колесом и наоборот, поскольку обе стойки стабилизатора связаны между собой стабилизатором и воздействие на одну сторону сказывается и на другой тоже.

Стойки стабилизатора

Стойки стабилизатора

Без поездки на станцию диагностики лучший способ проверить стойки стабилизатора – выехать на гравийную дорогу. Но шоссе и в городе с хорошим асфальтовым покрытием они могут не доставлять комфорта (за исключением проезда “лежачих полицейских”). На бездорожье, если стойки действительно пришло время менять, они забарабанят как следует.

Осмотр на яме или на подъёмнике подтвердит или опровергнет выход из строя “косточек” – в запущенных случаях шарниры будут стучать даже если “пошатать” стойки от руки. Пыльники шаровых с трещинами или надрывами тоже признак скорой кончины стоек стабилизатора (если еще не стучат – то скоро начнут).

Причины недолговечности стоек стабилизатора

В некоторых автомобилях стойки “вылетают” за 10 000 – 15 000 км пробега. Основные причины этому способствующие:

  • “Мягкий” металл пальцев. Низкокачественные сплавы быстро истираются, начинают люфтить и стучать;

  • Плохая подгонка пластикового вкладыша и “шарика” пальца. Если в новой стойке стабилизатора “пальцы” легко вращаются от руки – это признак их недолговечности;

  • Некачественная резина пыльников. Имеет свойство быстро трескаться и пропускать влагу;

  • Слабые хомуты пыльников. Китайцы могут запросто поставить вместо металлических резиновые, которые не способны обеспечить плотное прилегание пыльника, особенно зимой, как следствие – привет сервис;

  • Мало смазки. Здесь не будем упоминать китайские запчасти – это проблема большинства производителей, высокая цена детали не гарант качества. Капля смазки – это норма (нет).

  • Сложные условия эксплуатации. Регулярная езда по гравийке, дорогам с ямами – легкий способ угробить подвеску. “Косточки” страдают одними из первых.

Стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости в сборе со стойками стабилизатора

При выходе из строя одной из стоек стабилизатора рекомендуют менять сразу обе, потому что работают они в паре, и если “умерла” одна – скоро разобьется и вторая.

Как продлить жизнь тягам стабилизатора

Стойки стабилизатора на втулках можно усилить полиуретановыми сайлентблоками – есть компании, которые специализируются на производстве деталей подвески из этого материала. Но здесь не факт что получится отыскать подходящего размера втулку, плюс придется ждать доставки, если в городе умельцев не окажется. Потом еще надо перепрессовать, а для этого обычно требуется специальное оборудование.

С тягами на с шарнирах всё проще и дешевле – им можно продлить жизнь (но вечными они от этого все равно не станут) подручными инструментами и материалами. Способ не сложный, однако требуется некоторая сноровка и терпение. Суть в том, чтобы загнать под пыльник побольше смазки для шарниров, поскольку с завода ее там практически нет (одна капля, как правило). Когда “шарик” работает “на сухую” – ускоряется его износ. Минимальное количество влаги или песка под пыльником быстро уничтожат пластиковый вкладыш и шарниры застучат.

Заводская смазка стойки стабилизатора

Заводская смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Обильное же количество смазки защищает рабочую поверхность от влаги и снижает трение. Подойдет любая вязкая смазка для шарниров, продается в каждом магазине с запчастями. Чтобы загнать смазку под пыльник его нужно отогнуть, для этого требуется снять одно из стопорных колец – какое из двух зависит от конструкции и исполнения запчастей, мне оказалось проще снять большое, поскольку маленькое было в виде резинки. Снять ее можно, а вот одеть обратно может не получиться.

Заводская смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Заводская смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Когда пыльник отодвинут в сторону – удобно добавлять смазку. Старайтесь не смазывать посадочное место пыльника и стопорное кольцо – потом будет трудно поставить их на место. Смазку добавляем без фанатизма – лишнее все равно выдавит при установке пыльника на место, что усложнит обратную сборку.

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Должно получиться примерно как на фото выше. При сборке нужно не повредить резину пыльника, с отверстиями в резине стойка стабилизатора долго не проживет, сколько бы там смазки не было.

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

После смазки одного шарнира приступаем к следующему и после собираем стойку обратно (это может быть сложнее разборки). Первый опыт может быть слегка нервным, но немного терпения – и все получится.

Стойка стабилизатора почти собрана, осталось завести пружинное кольцо на место, фото dr1ver.ru

Стойка стабилизатора почти собрана, осталось завести пружинное кольцо на место, фото dr1ver.ru

Когда все готово – можно ставить стойку на автомобиль. После таких манипуляций она однозначно отходит больше обычного. Главное чтобы не “закисли” пальцы – а то придется спиливать еще “живую”.

Тяга стабилизатора Rover 75

Установленная тяга стабилизатора Rover 75. фото dr1ver.ru

Не всегда есть возможность снять пыльник – некоторые производители используют специальные металлические кольца для их крепления (стык в стык), что не подразумевает демонтаж. Либо же их нужно перекусывать и менять на другие, которые надо еще найти. В этом случае овчинка выделки не стоит.

Продвинутые “кулибины” устанавливают в корпуса шарниров пресс-масленки (тавотницы) для введения консистентной смазки и периодически её добавляют. Говорят, что благодаря этому детали становятся вечными, но мы не проверяли (и не верим).

Стойки стабилизатора своими руками

“Кулибины” максимального уровня изготавливают усиленные стойки стабилизатора своими руками, обычно с применением боекомплекта в виде “болгарки” и сварки. Иногда две части стойки “садят” на резьбовое соединение (для последующей замены по частям, поскольку обычно разбивается только один шарик из двух). Вмешательство в конструкцию автомобиля, особенно в детали, влияющие на безопасность – мы не приемлем. Это не только негативно влияет на личную безопасность “умельца”, но и затрагивает других участников дорожного движения. Но приведем несколько примеров так называемых “колхозов”.

Самодельные тяги стабилизатора Skoda Octavia

Самодельные тяги стабилизатора Skoda Octavia

Самодельные стойки стабилизатора Chevrolet TrailBlazer

Самодельные стойки стабилизатора Chevrolet TrailBlazer

Стойка стабилизатора Volkswagen Polo (1 поколения) своими руками

Стойка стабилизатора Volkswagen Polo (1 поколения) своими руками

Эффективность подобных работ научно не доказана и вечными стойки стабилизатора от этого явно не станут. Но, чем бы дитя ни тешилось.

Какие стойки стабилизатора лучше

Готового рецепта по выбору лучших стоек стабилизатора нет, все индивидуально и зависит от модели и марки автомобиля. В этом случае, как и в целом при ремонте автомобиля, лучшим выбором будут оригинальные детали, их еще называют OEM. Но производители автомобилей редко имеют свои заводы по выпуску комплектующих, вместо этого устанавливают продукцию специализирующихся брендов. Поэтому оригинальные детали чаще всего произведены премиальными брендами, но с логотипом марки автомобиля. Плюс выбора оригинальных деталей в том, что они протестированы и одобрены инженерами компании. Минус в цене – деталь с логотипом вашей марки авто может стоить в разы дороже такой же, но с эмблемой завода-изготовителя (даже если обе детали выпустило одно и тоже предприятие).

Информацию о том, кто производитель тех или иных деталей в вашем автомобиле, можно найти в сообществах автолюбителей. Владея этой информацией вы можете купить оригинальную деталь, но дешевле.

Стойка стабилизатора Stellox - смазки мало, но у дорогих брендов бывает и меньше, фото dr1ver.ru

Стойка стабилизатора Stellox – смазки мало, но у дорогих брендов бывает и меньше, фото dr1ver.ru

В целом же, если есть выбор какие поставить стойки стабилизатора, то обычно хвалят детали брендов Lemforder, Moog, Sasic, TRW. Для “японцев” и “европейцев” неплохо отзываются о GMB. В некоторых авто “косточки” расходник, поэтому нет смысла переплачивать, и можно поставить обычные китайские запчасти брендов Stellox и Patron. Иногда они ходят не хуже именитых брендов. Также хорошо ходят детали подвески производства As Metal.

Если автомобиль эксплуатируется в основном за городом – можно поставить стойки подешевле, если в основном это бездорожье, город и плохие дороги – лучше сделать выбор на тех, что подороже, чтобы каждые 5000 – 10 000 км не кататься по станциям техобслуживания.

Заключение

Если времени вагон, а заняться вечером нечем, то можно и стойки разобрать, и смазать, и новые изготовить. Но стоит ли результат потраченного времени? Недорогие стойки стабилизатора стоят 500 – 1000 рублей за штуку, за замену пары в сервисе попросят 1000 – 2000 рублей. И руки будут чистые, и детали новые. Сэкономленное время можно использовать для саморазвития – в будущем это обязательно материально окупится, а мелочи жизни в виде ремонта расходников подвески отойдут на второй план.

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: