Стойка стабилизатора

Характерный металлический стук со стороны подвески автомобиля при проезде дорожных неровностей и «лежачих полицейских» не обязательно сулит дорогостоящий ремонт. Возможно, вышли из строя стойки стабилизатора.

А это не самая плохая новость, так как эти элементы подвески считаются расходниками, а заменить их не сложно и относительно не дорого. Рассказываем, что такое стойки стабилизатора, какие у них бывают виды, как они устроены и почему выходят из строя.

Что такое стойки стабилизатора

Стойки стабилизатора или тяги стабилизатора (автомобилисты также называют их «косточки»/«линки» или «яйца» в зависимости от конструкции) — элементы подвески автомобиля, которые кинематически соединяют стабилизатор поперечной устойчивости с неподрессоренной частью шасси (как правило, с рычагами или стойками амортизатора).

Стойки стабилизатора могут отличаться по конструкции, внешнему виду, материалами изготовления, однако их назначение от этого не меняется.

Стойки стабилизатора на авто

Стойки стабилизатора с желтыми полиуретановыми втулками: соединяют стабилизатор и рычаг подвески

Для чего нужны стойки стабилизатора

Основная функция стоек стабилизатора — снижение кренов автомобиля при прохождении поворотов и маневрировании на высоких скоростях. Это напрямую влияет на управляемость автомобиля, отзывчивость рулевого управления и, как следствие, положительно сказывается на безопасности движения.

Дополнительно тяги стабилизатора в комплекте со стабилизатором поперечной устойчивости снижают вибрации и шумы при движении, частично поглощают удары при проезде дорожных неровностей, что в целом улучшает комфорт передвижения на авто. Также стойки стабилизатора снижают износ других элементов подвески.

Виды стоек стабилизатора

Стойки стабилизатора можно поделить на две основные группы:

Классические стойки стабилизатора

Классические стойки стабилизатора — наиболее распространенный, узнаваемый и простой вариант для большинства легковых автомобилей. Представляют собой металлическую или пластиковую тягу с двумя шарнирами или втулками на концах;

Регулируемые стойки стабилизатора

Регулируемые стойки стабилизатора — имеют схожую с обычными стойками стабилизатора конструкцию, но также позволяют механически изменять длину тяг стоек, что дает возможность подстраивать подвеску под конкретные условия эксплуатации или предпочтения водителя.

Как устроена стойка стабилизатора

Стойки стабилизатора вне зависимости от разновидности устроены относительно просто и принципиальных конструктивных отличий не имеют. Длина тяги, угол расположения шарниров и их размер, длина пальцев у каждой модели автомобиля свои. Иногда вместо шарниров используются сайлентблоки (резиновые втулки), встречаются и комбинированные исполнения. Ранее тяги стоек стабилизатора делали только металлическими, теперь же встречаются решения из пластика.

Рассмотрим устройство наиболее распространенных классических стоек стабилизатора. Они бывают нескольких видов:

  • С двумя шарнирами (чаще всего);

  • С двумя эластичными втулками (сайлентблоками);
  • С одним шарниром и одной втулкой.

Стойки стабилизатора с двумя шарнирами состоят из тяги, пары шарниров в корпусах, полимерных вкладышей, пыльников и крепежных элементов.

Основной рабочий элемент стойки стабилизатора — шарнир (точно такая же конструкция и у шаровой опоры, отличается только размером). Шарнир состоит из:

Устройство шаровой опоры
  1. Пальца c шаровой;
  2. Пыльника с хомутами;
  3. Полимерного вкладыша;
  4. Гайки;
  5. Корпуса шаровой.

Чтобы обеспечить подвижное соединение стабилизатора с другими деталями подвески «косточки» должны иметь некоторую степень свободы, для этой цели и применяются шарниры или резиновые втулки. Они же в основном и выходят из строя. В редких случаях в следствие брака производства или в результате ДТП может сломаться и сама тяга, но обычно вырывает один из шарниров или втулок.

Стойка стабилизатора в разрезе

Стойка стабилизатора с шарнирами в разрезе

Почти все современные автомобили выпускаются минимум с одним стабилизатором поперечной устойчивости, как правило с передним. Реже дополнительно ставится задний. К каждому стабилизатору идет пара «косточек», соответственно в каждой машине есть две либо четыре стойки стабилизатора.

Как работает стойка стабилизатора

Стойки стабилизатора крепят концы стабилизатора поперечной устойчивости к неподрессоренной части подвески. Это необходимо для правильной работу стабилизатора, который создает торсионное сопротивление, тем самым снижает крены автомобиля в поворотах. Как работают стойки стабилизатора вместе со стабилизатором наглядно показано на видео:

Признаки неисправности стойки стабилизатора

Определить неисправность стойки стабилизатора можно по характерному металлическому стуку при проезде неровностей, при диагностике подвески и при визуальном осмотре.

Как понять, что стойки стабилизатора выходят из строя. Основной признак износа «косточек» — со стороны подвески доносится металлический стук при проезде неровностей. Но без полноценной диагностики подвески точно определить причину стуков не получится. Похожий стук могут издавать изношенные шаровые опоры, вышедшие из строя подушки двигателя, плохо закрепленные элементы выхлопной или тормозной систем и другое. Нужно ехать на СТО или на яму.

Стойки стабилизатора

Стойки стабилизатора

Как проверить стойки стабилизатора на работоспособность. Осмотр на яме или на подъёмнике поможет точно определить причину стуков. Обычно работники СТО для проверки стоек стабилизатора вывешивают автомобиль на подъемник и раскачивают стойки стабилизатора монтировкой рядом с шаровыми. Если обнаруживается люфт или постукивания в одном или сразу в двух пальцах — стойки стабилизатора идут под замену. В запущенных случаях шарниры будут стучать, даже если пошевелить их от руки. Визуальный осмотр это может подтвердить: пыльники шаровых с трещинами или надрывами тоже признак скорой выхода из строя стоек стабилизатора.

Сколько служат стойки стабилизатора. Производители заявляют ресурс стоек стабилизатора до 100 000 километров, но на практике этого возможно, только если ездить по шоссе. При езде по городу «косточки» разбиваются гораздо быстрее и хорошо, если их хватит на 50 000 километров.

Что будет, если не менять стойки стабилизатора. Стойки продолжат разбиваться и в какой-то момент одну из шаровых вырвет из посадочного места. Это может привести к повреждению других элементов подвески и неожиданному поведению авто на дороге, особенно в поворотах, что увеличивает риск аварии.

Причины выхода из строя стоек стабилизатора

В некоторых автомобилях стойки стабилизатора являются расходниками и требуют замены каждые 10 000 – 15 000 км пробега. Основные причины этому способствующие:

  • Некачественный металл пальцев шаровой. Низкокачественные сплавы быстро истираются, начинают люфтить и стучать;

  • Плохая подгонка пластикового вкладыша и пальца. В новой стойке стабилизатора «пальцы» должны с трудом вращаться, в противном случае они быстро разобьются;

  • Некачественная резина пыльников. Имеет свойство быстро трескаться и пропускать влагу;

  • Слабые хомуты пыльников. Китайцы могут запросто поставить вместо металлических колец резиновые, а последние не способны обеспечить плотное прилегание пыльника, из-за чего под пыльник попадает пыль и влага;

  • Мало смазки. Это проблема большинства производителей независимо от стоимости. Обычно производители забивают под пыльник каплю смазки, что снижает срок службы детали;

  • Сложные условия эксплуатации. Регулярная езда по гравийным или поврежденным дорогам – легкий способ испортить подвеску, а «косточки» при этом страдают одними из первых.

Стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости в сборе со стойками стабилизатора

При выходе из строя одной из стоек стабилизатора рекомендуют менять сразу обе, потому что работают они в паре. Но с учетом того, какое сейчас качество запчастей – можно менять и по отдельности, так как одна из «косточек» может выйти из строя из-за брака, тогда как другая отходит свой срок службы.

Как продлить жизнь тягам стабилизатора

Стойки стабилизатора на втулках можно усилить полиуретановыми сайлентблоками – есть компании, которые специализируются на производстве деталей подвески из этого материала. Но здесь не факт что получится отыскать подходящего размера втулку, плюс придется ждать доставки, если в городе умельцев не окажется. Потом еще надо перепрессовать, а для этого обычно требуется пресс.

С тягами на шарнирах всё проще и дешевле – им можно продлить жизнь, забив под пыльник больше смазки, которую производители экономят. Обильное количество смазки защищает рабочую поверхность от влаги и снижает трение. Подойдет любая вязкая смазка для шарниров, продается в каждом магазине с запчастями.

Заводская смазка стойки стабилизатора

Заводская смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Чтобы загнать смазку под пыльник, его нужно снять, а для этого требуется освободить одно из стопорных колец – какое из двух зависит от конструкции. В моем случае оказалось проще снять большое кольцо, поскольку маленькое было резиновым и надеть его обратно могло не получиться. Большой стопор я снимал с помощью обыкновенной отвертки. Сначала поддел аккуратно стопорное кольцо (чтобы не повредить пыльник) а потом стягивал его на корпус пальца.

Заводская смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Заводская смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Когда пыльник отодвинут в сторону – удобно добавлять смазку. Старайтесь не смазывать посадочное место пыльника и стопорное кольцо – потом будет трудно поставить их на место. Смазку добавляем без фанатизма – лишнее все равно выдавит при установке пыльника на место, что усложнит обратную сборку.

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Должно получиться примерно как на фото выше. При сборке нужно не повредить резину пыльника, с отверстиями в резине стойка стабилизатора долго не проживет, сколько бы там смазки не было.

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

Смазка стойки стабилизатора, фото dr1ver.ru

После смазки одного шарнира приступаем к следующему и после собираем стойку обратно (это может быть сложнее разборки). Первый опыт может быть слегка нервным, но немного терпения – и все получится.

Стойка стабилизатора почти собрана, осталось завести пружинное кольцо на место, фото dr1ver.ru

Стойка стабилизатора почти собрана, осталось завести пружинное кольцо на место, фото dr1ver.ru

Когда все готово – можно ставить стойку на автомобиль. С дополнительной смазкой она отработает дольше.

Тяга стабилизатора Rover 75

Установленная тяга стабилизатора Rover 75. фото dr1ver.ru

Не всегда есть возможность снять пыльник – некоторые производители используют специальные металлические кольца для их крепления (стык в стык), что не подразумевает демонтаж. Зато можно попробовать добавить смазку с помощью шприца и иголки, если есть возможность подлезть иглой со стороны одного из стопорных колец. В этом случае стопорные кольца снимать не нужно. Прокалывать пыльник иглой не стоит, так как это может нарушить герметичность пальца.

Некоторые автовладельцы устанавливают в корпуса шарниров пресс-масленки (тавотницы) для введения консистентной смазки и периодически её добавляют. Говорят, что благодаря этому детали становятся вечными, но это, конечно, слухи.

Какие стойки стабилизатора лучше

Выбор стоек стабилизатора зависит от модели и марки автомобиля. Как и в целом при ремонте автомобиля, лучшим выбором будут оригинальные детали, их еще называют OEM. Но производители автомобилей редко имеют свои заводы по выпуску комплектующих, вместо этого устанавливают продукцию сторонних предприятий.

Детали с логотипом марки автомобиля стоят дороже, так как продаются как оригинальные, но могут ничем не отличаться по качеству от деталей других брендов, изготовленных на том же заводе. Информацию о том, кто производитель тех или иных деталей в вашем автомобиле, можно найти в сообществах автолюбителей. Владея этой информацией вы можете купить оригинальную деталь, но дешевле.

Смазки под пыльником стойки стабилизатора почти нет

Смазки под пыльником стойки стабилизатора почти нет

Автовладельцы часто хвалят детали брендов Lemforder, Moog, Sasic, TRW. Для «японцев» и «европейцев» неплохо отзываются о GMB. В некоторых авто «косточки» быстро выходят из строя независимо от качества изготовления, поэтому нет смысла переплачивать, и можно поставить обычные китайские запчасти брендов Stellox и Patron. Иногда они ходят не хуже именитых брендов. Также хвалят детали подвески производства As Metal.

Итого

  • Стойки стабилизатора нужны для крепления стабилизатора поперечной устойчивости и в комплекте с последним снижают крены кузова в поворотах;

  • Ресурс стоек стабилизатора зависит от производителя и условий эксплуатации;

  • При выходе из строя стойки стабилизатора со стороны подвески доносится стук;
  • По сравнению с другими элементами подвески стойки стабилизатора стоят относительно недорого и их не сложно менять;
  • «Косточки» могут отслужить дольше, если добавить под пыльники специальной смазки.

А вы часто меняете стойки стабилизатора в своем авто? Расскажите в комментариях.

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: