Сайлентблок – резинометаллический шарнир, который благодаря эластичности резины снижает передачу вибраций и колебаний от ходовой части автомобиля на его кузов, а также обеспечивает ограниченно подвижное, упругое и беззвучное сопряжение деталей подвески и других узлов. Сайлентблоки влияют на работу шасси, комфорт в салоне и безопасность передвижения. В этой статье рассматриваются виды сайлентблоков, их конструкция, признаки неисправности и причины выхода из строя.
Иногда сайлентблоки ошибочно называют «саленблок» или «сайленблок». Правильное название – «сайлентблок» – образовано из двух английских слов «silent» и «block», что в переводе на русский означает «тихий блок». Опытные автомобилисты и сотрудники станций техобслуживания часто сокращённо называют их «сайлентами» или, реже, «резинками».
Применение сайлентблоков в подвеске автомобиля и других его узлах позволяет без трения создать упругое, беззвучное и ограниченно подвижное соединение деталей, уменьшить передаваемые на кузов вибрации. Также иногда резинометаллические шарниры компенсируют допуски изготовления сопрягаемых деталей, что снижает себестоимость последних. Такие изделия применяются в конструкции шасси всех без исключения автомобилей и другой движимой техники.
Устройство сайлентблоков
Наибольшее распространение получили сайлентблоки с конструкцией из двух металлических обойм (наружной и внутренней), между которыми вклеена методом вулканизации или механически ими зажата резиновая или полиуретановая втулка (эластомер). На изображении слева пример такого сайлентблока в разрезе с более редкой особенностью в виде крепежных проушин вместо сквозного отверстия под винт или болт.
Также в автомобильной подвеске встречаются так называемые плавающие сайлентблоки, в составе которых нет эластомера, вместо этого используется металлический шарик с двумя пальцами, тефлоновые вкладыши и пыльники. Такие сайлентблоки используются когда необходимо добиться более точной работы узлов подвески в любых дорожных условиях. На изображении справа представлен такой шарнир в разобранном состоянии.
Виды сайлентблоков
Несмотря на относительно простую конструкцию, сайлентблоки имеют обширную классификацию. Они отличаются по конструкции, составу, применимости, способу фиксации упругого элемента. Резинометаллические шарниры различают:
По конструкции
По составу
Часто в Интернете пишут, что полиуретановые сайлентблоки служат в 5 раз дольше резинометаллических, а на деле их ресурс зависит от множества факторов. Обычно полиуретановый эластомер действительно остаётся целым, но отклеивается от обоймы, так как большинство сортов полиуретана обладают плохой адгезией к металлам. Поэтому заявления про высокий ресурс таких “сайлентов” стоит воспринимать как маркетинговую кампанию производителей таких изделий. А с учётом того, что полиуретановые сайлентблоки дороже и менее доступны, а их установка нарушает заводские параметры эластокинематики подвески, то покупка может оказаться не такой привлекательной, как на рекламных баннерах.
По применимости
Сайлентблоки активно применяются в различных узлах автомобиля. Часто их устанавливают:
По способу фиксации упругого элемента
Существует несколько основных способов соединения резинового упругого элемента с металлическими обоймами:
Признаки неисправности сайлентблоков
На слух определить выход из строя сайлентблоков сложно, так как похожие признаки неисправности есть и у других элементов шасси. Точный диагноз можно сделать только при осмотре на “яме” или станции технического обслуживания.
В запущенных случаях неисправность сайлентблоков можно обнаружить визуально, в остальных достаточно воспользоваться монтажной монтировкой, раскачивая сайлентблоки в местах сопряжений. Надрывы, трещины на резиновой вставке, отслоения резины или отрыв эластомера от обоймы являются поводом для замены изделия;
Предварительно о наличии неисправности в сайлентблоки могут подсказать:
Несмотря на не высокую цену самих сайлентблоков, их замена не всегда обходится дёшево (например, поменять сайлентблоки в подрамнике – далеко не простая задача). При игнорировании необходимости ремонта ускоряется износ других узлов шасси – рычагов, стоек и втулок стабилизатора, резины, шаровых опор, наконечников рулевых тяг и других элементов.
Причины выхода сайлентблоков из строя
На ресурс сайлентблоков влияют: их конструкция, качество материалов, условия эксплуатации (стиль вождения, качество дорог, температурные условия, применение дорожных реагентов), корректность монтажа и другое. Наиболее частые причины выхода их из строя:
Точно предсказать ресурс сайлентблоков невозможно, все зависит от факторов выше. Лучший совет в данном случае – проводить плановый осмотр ходовой части автомобиля при каждом посещении станции технического обслуживания, чтобы своевременно выявлять неисправности и в целом понимать состояние автомобиля.
Ремонт сайлентблоков
Сайлентблоки, также как, например, шаровые опоры и стойки стабилизатора, являются расходным материалом. В отличие от шарниров, которые иногда имеет смысл восстановить вместо покупки новых (и есть компании, специализирующиеся на оказании подобных услуг), сайлентблоки ремонту не подлежат, в первую очередь из экономических соображений. Это один из самых доступных элементов подвески, поэтому их просто меняют на новые и обычно сразу комплектом.
Замена сайлентблоков на примере Volkswagen Polo
В зависимости от модели автомобиля, типа сайлентблока и его расположения в автомобиле процесс замены этих деталей может сильно отличаться. На примере автомобиля Volkswagen Polo пятого поколения (2012 модельный год) с двигателем объемом 1.4 литра мощностью 86 л.с. покажем, как менять сайлентблоки передних рычагов. По московским дорогам автомобиль пробежал всего 38 тысяч километров.
- Покупаем новые детали. В данном случае это классические сайлентблоки с резиновой втулкой с технологическими прорезями и двумя обоймами. Артикул 1J0407181.
2. Убеждаемся в необходимости замены. В данном случае резина старых сайлентблоков начала трескаться. Отметим, что с такими повреждениями можно проехать еще 10-20 тысяч километров, но мы решили не временить с заменой.
3. Для замены этих сайлентблоков требуется открутить рычаги. Начнем с гаек шаровой опоры, предварительно сняв колесо.
4. Откручиваем гайки нижней шаровой опоры.
5. Откручиваем болт крепления рычага к подрамнику. Иногда закисают, но здесь без происшествий.
6. Откручиваем винт крепления рычага к подрамнику в районе сайлентблока.
7. Снимаем рычаг.
8. Теперь есть возможность лучше рассмотреть повреждения старого сайлентблока.
9. Зачищаем рычаг от пыли. До металла зачищать не нужно, наша задача – проявить метки. Они подсказывают правильное положение сайлентблоков, так как они у нас с прорезями. Последнее влияет на корректность работы узла.
10. Выпрессовываем старый сайлентблок на гидравлическом прессе.
11. Приставляем к проушине новый сайлентблок по метке. Можно немного обсадить его молотком (не перестарайтесь).
12. Запрессовываем новый сайлентблок. Видно, что метки не съехали.
13. Последний раз смотрим на старые “резинки” и отправляем их в урну.
14. Устанавливаем рычаг на место в обратном порядке.
15. Наживляем всех гайки и винты, но без затяжки.
16. Даём нагрузку стойке (в данном случае удобнее с помощью гидравлической стойки, но можно и опустить автомобиль на колёса) и протягиваем все соединения. Желательно это делать динамометрическим ключом рекомендованным заводом усилием. В случае с Volkswagen Polo пятого поколения – места крепления рычага к подрамнику затягиваются усилием 70 Нм + доворот на 90 градусов, а гайки шаровой опоры – 100 Нм.
Частые вопросы и ответы про сайлентблоки
Читайте также в нашем журнале: