Сайлентблок – резинометаллический шарнир, который благодаря эластичности резины снижает передачу вибраций и колебаний от ходовой части автомобиля на его кузов, а также обеспечивает ограниченно подвижное, упругое и беззвучное сопряжение деталей подвески и других узлов. Сайлентблоки влияют на работу шасси, комфорт в салоне и безопасность передвижения. В этой статье рассматриваются виды сайлентблоков, их конструкция, признаки неисправности и причины выхода из строя.
Иногда сайлентблоки ошибочно называют «саленблок» или «сайленблок». Правильное название – «сайлентблок» – образовано из двух английских слов «silent» и «block», что в переводе на русский означает «тихий блок». Опытные автомобилисты и сотрудники станций техобслуживания часто сокращённо называют их «сайлентами» или, реже, «резинками».
Применение сайлентблоков в подвеске автомобиля и других его узлах позволяет без трения создать упругое, беззвучное и ограниченно подвижное соединение деталей, уменьшить передаваемые на кузов вибрации. Также иногда резинометаллические шарниры компенсируют допуски изготовления сопрягаемых деталей, что снижает себестоимость последних. Такие изделия применяются в конструкции шасси всех без исключения автомобилей и другой движимой техники.
Устройство сайлентблоков
Наибольшее распространение получили сайлентблоки с конструкцией из двух металлических обойм (наружной и внутренней), между которыми вклеена методом вулканизации или механически ими зажата резиновая или полиуретановая втулка (эластомер). На изображении слева пример такого сайлентблока в разрезе с более редкой особенностью в виде крепежных проушин вместо сквозного отверстия под винт или болт.
Также в автомобильной подвеске встречаются так называемые плавающие сайлентблоки, в составе которых нет эластомера, вместо этого используется металлический шарик с двумя пальцами, тефлоновые вкладыши и пыльники. Такие сайлентблоки используются когда необходимо добиться более точной работы узлов подвески в любых дорожных условиях. На изображении справа представлен такой шарнир в разобранном состоянии.
Виды сайлентблоков
Несмотря на относительно простую конструкцию, сайлентблоки имеют обширную классификацию. Они отличаются по конструкции, составу, применимости, способу фиксации упругого элемента. Резинометаллические шарниры различают:
По конструкции
По составу
Часто в Интернете пишут, что полиуретановые сайлентблоки служат в 5 раз дольше резинометаллических, а на деле их ресурс зависит от множества факторов. Обычно полиуретановый эластомер действительно остаётся целым, но отклеивается от обоймы, так как большинство сортов полиуретана обладают плохой адгезией к металлам. Поэтому заявления про высокий ресурс таких “сайлентов” стоит воспринимать как маркетинговую кампанию производителей таких изделий. А с учётом того, что полиуретановые сайлентблоки дороже и менее доступны, а их установка нарушает заводские параметры эластокинематики подвески, то покупка может оказаться не такой привлекательной, как на рекламных баннерах.
По применимости
Сайлентблоки активно применяются в различных узлах автомобиля. Часто их устанавливают:
По способу фиксации упругого элемента
Существует несколько основных способов соединения резинового упругого элемента с металлическими обоймами:
Признаки неисправности сайлентблоков
На слух определить выход из строя сайлентблоков сложно, так как похожие признаки неисправности есть и у других элементов шасси. Точный диагноз можно сделать только при осмотре на “яме” или станции технического обслуживания.
Поврежденный сайлентблок (отрыв резинового демпфера от внутренней обоймы)
В запущенных случаях неисправность сайлентблоков можно обнаружить визуально, в остальных достаточно воспользоваться монтажной монтировкой, раскачивая сайлентблоки в местах сопряжений. Надрывы, трещины на резиновой вставке, отслоения резины или отрыв эластомера от обоймы являются поводом для замены изделия;
Предварительно о наличии неисправности в сайлентблоки могут подсказать:
Вышедшие из строя сайлентблоки
Несмотря на не высокую цену самих сайлентблоков, их замена не всегда обходится дёшево (например, поменять сайлентблоки в подрамнике – далеко не простая задача). При игнорировании необходимости ремонта ускоряется износ других узлов шасси – рычагов, стоек и втулок стабилизатора, резины, шаровых опор, наконечников рулевых тяг и других элементов.
Причины выхода сайлентблоков из строя
На ресурс сайлентблоков влияют: их конструкция, качество материалов, условия эксплуатации (стиль вождения, качество дорог, температурные условия, применение дорожных реагентов), корректность монтажа и другое. Наиболее частые причины выхода их из строя:
Треснувшая резиновая вставка сайлентблока
Уничтоженный коррозией плавающий сайлентблок
Точно предсказать ресурс сайлентблоков невозможно, все зависит от факторов выше. Лучший совет в данном случае – проводить плановый осмотр ходовой части автомобиля при каждом посещении станции технического обслуживания, чтобы своевременно выявлять неисправности и в целом понимать состояние автомобиля.
Ремонт сайлентблоков
Сайлентблоки, также как, например, шаровые опоры и стойки стабилизатора, являются расходным материалом. В отличие от шарниров, которые иногда имеет смысл восстановить вместо покупки новых (и есть компании, специализирующиеся на оказании подобных услуг), сайлентблоки ремонту не подлежат, в первую очередь из экономических соображений. Это один из самых доступных элементов подвески, поэтому их просто меняют на новые и обычно сразу комплектом.
Замена сайлентблоков на примере Volkswagen Polo
В зависимости от модели автомобиля, типа сайлентблока и его расположения в автомобиле процесс замены этих деталей может сильно отличаться. На примере автомобиля Volkswagen Polo пятого поколения (2012 модельный год) с двигателем объемом 1.4 литра мощностью 86 л.с. покажем, как менять сайлентблоки передних рычагов. По московским дорогам автомобиль пробежал всего 38 тысяч километров.
- Покупаем новые детали. В данном случае это классические сайлентблоки с резиновой втулкой с технологическими прорезями и двумя обоймами. Артикул 1J0407181.
Новые сайлентблоки передних рычагов Volkswagen Polo
2. Убеждаемся в необходимости замены. В данном случае резина старых сайлентблоков начала трескаться. Отметим, что с такими повреждениями можно проехать еще 10-20 тысяч километров, но мы решили не временить с заменой.
На сайлентблоке видны трещины
3. Для замены этих сайлентблоков требуется открутить рычаги. Начнем с гаек шаровой опоры, предварительно сняв колесо.
Вид на рычаг сверху
4. Откручиваем гайки нижней шаровой опоры.
Шаровая опора со снятыми гайками
5. Откручиваем болт крепления рычага к подрамнику. Иногда закисают, но здесь без происшествий.
Снятый болт крепления рычага к подрамнику
6. Откручиваем винт крепления рычага к подрамнику в районе сайлентблока.
Последняя точка крепления рычага в районе сайлентблока
7. Снимаем рычаг.
Снятый рычаг в сборе
8. Теперь есть возможность лучше рассмотреть повреждения старого сайлентблока.
Поврежденный сайлентблок: отслоение резины о втулки, трещины
9. Зачищаем рычаг от пыли. До металла зачищать не нужно, наша задача – проявить метки. Они подсказывают правильное положение сайлентблоков, так как они у нас с прорезями. Последнее влияет на корректность работы узла.
Метки на рычаге
10. Выпрессовываем старый сайлентблок на гидравлическом прессе.
Выпрессовка сайлентблока
11. Приставляем к проушине новый сайлентблок по метке. Можно немного обсадить его молотком (не перестарайтесь).
Установка нового сайлентблока по меткам
12. Запрессовываем новый сайлентблок. Видно, что метки не съехали.
Запрессовка сайлентблока
13. Последний раз смотрим на старые “резинки” и отправляем их в урну.
Еще один кадр с поврежденными сайлентблоками
14. Устанавливаем рычаг на место в обратном порядке.
Процесс установки рычага на место
15. Наживляем всех гайки и винты, но без затяжки.
Гайку сейчас не нужно затягивать
16. Даём нагрузку стойке (в данном случае удобнее с помощью гидравлической стойки, но можно и опустить автомобиль на колёса) и протягиваем все соединения. Желательно это делать динамометрическим ключом рекомендованным заводом усилием. В случае с Volkswagen Polo пятого поколения – места крепления рычага к подрамнику затягиваются усилием 70 Нм + доворот на 90 градусов, а гайки шаровой опоры – 100 Нм.
Затяжка производится только под нагрузкой
Частые вопросы и ответы про сайлентблоки
Читайте также в нашем журнале:
Новые публикации: