Рулевой наконечник и шаровая опора

Шаровая опора является одним из основных компонентов ходовой части автомобиля, обеспечивает подвижное соединение колеса с рычагом. Исправность этого узла напрямую влияет на безопасность движения и управляемость машины.

Р​​​​​асскажем, что такое шаровая опора, как она работает, какие есть признаки износа и чем опасен несвоевременный ремонт этого узла. Также вы узнаете, как проверить на исправность и как самостоятельно заменить шаровую опору.

Что такое шаровая опора

Шаровая опора (также известен как «шаровой шарнир», «сферический шарнир», «шаровой палец») – типовой конструктивный элемент подвески автомобиля, который соединяет ступицу управляемого колеса с рычагом подвески. По сути это шарнир, который обеспечивает подвижное соединение.

Процесс замены шаровой опоры

Процесс замены шаровой опоры

В автомобилестроительной терминологии шаровая опора – это вращательный кинематический элемент подвески автомобиля, представляющий собой сферический или полусферический подшипник скольжения.

Для чего нужна шаровая опора

Шаровая опора позволяет управляемым колесам машины перемещаться в горизонтальной плоскости (необходимо для поворота автомобиля) и обеспечивает подвижность шасси в вертикальной плоскости для «отработки» неровностей дорожного покрытия. Также благодаря шаровой опоре сохраняется вертикальное положение колес.

Шаровая опора и рычаг

Шаровая опора отвечает за:

  • Подвижное соединение рычагов подвески с поворотными кулаками;

  • Вертикальное положение управляемых колес автомобиля при поворотах и проезде неровностей.

Шаровые шарниры применяются и в составе других деталей автомобиля. Например, в газовых упорах капота и крышки багажника, стойках стабилизатора, рулевых наконечниках, развальных рычагах, трапеции дворников.

Стойка стабилизатора, рулевой наконечник, сайлентблок, шаровая опора

Стойка стабилизатора, рулевой наконечник, сайлентблок, шаровая опора

Во многих конструкциях шаровые опоры по-прежнему являются съемными и крепятся к рычагам болтами. Однако на многих современных автомобилях, особенно с многорычажной подвеской, шарниры интегрированы в рычаги и меняются в сборе с ними, что удорожает ремонт.

Устройство шаровой опоры

Шаровые опоры имеют типовую конструкцию, но в зависимости от положения в подвеске (сверху или снизу) отличаются строением корпуса, так как по-разному воспринимают нагрузки.

На рисунке ниже представлены две шаровые опоры – нижняя и верхняя. Как видно по разрезам, принципиальная разница только в конструкции корпуса. На нижнем шарнире усилены «щеки» корпуса, а вместо дна используется заглушка, на верхней – усилено дно опоры, а вместо «щек» ставится запорное кольцо и дистанционная втулка.

Устройство верхней и нижней шаровых опор

Устройство верхней и нижней шаровых опор

Шаровая опора состоит из:

  • Металлического корпуса с шарообразным гнездом;

  • Металлического пальца, на одном конце которого находится резьба или выемка (зависит от способа крепления к ступице – гайкой или стяжным болтом), а на другом – «шарик» или так называемая «головка»;

  • Термостойкого полимерного (тефлонового) вкладыша, расположенного между корпусом и головкой пальца;

  • Крышки корпуса (наличие – в зависимости от конструкции шаровой опоры);
  • Неопренового чехла (пыльника);

  • Стопорных колец для фиксации пыльника к шаровой опоре (могут быть эластичными, металлическими или стопорными);

  • Дистанционной втулки и запорного кольца (наличие – в зависимости от конструкции шаровой опоры);

  • Гайки или стяжного болта для крепления к поворотному кулаку.

Под пыльник шаровой опоры забивается смазка, которая обеспечивает износостойкость тефлонового вкладыша. Последний делают из термостойких материалов, так как в процессе работы головка шаровой опоры способна нагреваться до 350оС. Пыльник защищает шарнир от абразивных материалов (дорожной пыли и грязи), которые в случае попадания внутрь корпуса резко снижают срок службы шаровой опоры.

Полный комплект передней подвески Audi A4 B5

На каждое управляемое колесо не менее одной шаровой опоры. В некоторых конструкциях автомобильных подвесок имеется до четырёх шарниров на колесо. Пример – передняя алюминиевая многорычажная подвеска Audi или Volkswagen, тему которой мы затрагивали в обзоре универсала Audi A4 в кузове B5. Комплект передней подвески от этого автомобиля изображён на фото слева.

Размеры шаровой опоры зависят от типа автомобиля, конструктивных особенностей подвески, расчетных характеристик. Обычно легковые автомобили комплектуются шарнирами с диаметром шаровой части пальца 20-30 мм, на тяжелые внедорожники устанавливаются шарниры с диаметром 30-40 мм.

Шаровые опоры способны работать в широком температурном диапазоне, не издают шумов, химически- и виброустойчивы, обладают относительно высокой долговечностью. Последнее, однако, сильно зависит от качества шарниров и условий эксплуатации машины.

Какие бывают шаровые опоры

Несмотря на относительную простоту конструкции, шаровые опоры можно разделить на группы:

  • По расположению в подвеске: на верхние и нижние;

  • По способу крепления к рычагам: на съемные и несъемные (в первом случае крепятся к рычагам болтами, во втором – запрессованы в рычаги и меняются в сборе с ними).

  • По способу крепления к ступице: гайкой и стяжным болтом (в первом случае на пальце имеется резьба, во втором – специальный паз под болт).

  • По возможности обслуживания: на обслуживаемые (с масленками или тавотницами) и необслуживаемые.

Сейчас чаще всего применяются несъемные необслуживаемые шарниры с креплением к ступице гайкой. По истечению срока службы такие шарниры обычно меняются в сборе с рычагами. Но есть компании, которые занимаются восстановлением шаровых опор в рычагах и часто это обходится дешевле покупки новых рычагов.

Шаровая опора

Шаровая опора с креплением к рычагу — винтами и к поворотному кулаку — гайкой

Принцип действия шаровой опоры

Шаровая опора работает как обыкновенный шарнир. Она позволяет управляемым колесам поворачиваться влево-вправо, когда вы крутите руль, и перемещаться вверх-вниз (в пределах 20-30°), когда вы едете по неровностям. При этом само колесо всегда остается в вертикальном положении, сохраняя сцепление с дорогой и устойчивость в любой ситуации.

Принцип работы шаровой опоры в составе передней подвески объясняется в анимационном ролике ниже:

Помимо визуализации также рекомендуем посмотреть видео работы передней подвески на реальном автомобиле. Шаровая опора находится в нижней части внутри обода колеса. В процессе движения машины также хорошо видна работа шарниров, рычагов, стабилизатора поперечной устойчивости со стойками стабилизатора.

Признаки неисправности шаровой опоры

Диагностика шаровых опор не представляет особых сложностей, наличие неисправности в этом элементе можно определить даже на слух по скрипу или характерному металлическому стуку в районе подвески. Особенно отчетливо проблемные шарниры издают посторонние звуки при проезде неровностей и лежачих полицейских. Но убедиться в износе шаровой опоры можно только в условиях СТО или гаража, так как похожий как у шаровых стук также могут издавать:

  • Рулевые наконечники;
  • Стойки стабилизатора;
  • Опоры двигателя или коробки передач;
  • Стабилизатор поперечной устойчивости при износе втулок;
  • Сайлентблоки подрамника.

Скрип означает, что в шаровой нет смазки, начались процессы коррозии или попал абразивный материал, которым выступают дорожная пыль и песок. Часто все это происходит одновременно в результате выхода из строя пыльника. Без смазки или с абразивом полимерный вкладыш быстро изнашивается, в шаровой опоре появляется люфт и, как следствие, она начинает сначала скрипеть, а позже — стучать.

Другие признаки неисправности шаровой опоры – изменение в управляемости автомобиля, вибрации на руле или неравномерный износ шин ведущей оси. В процессе износа шарниров перед машины начинает плавать, поскольку нарушается вертикальное положение колес. Помимо этого сбиваются заводские установки развал-схождения, от чего страдает резина.

Неисправная шаровая опора

Неисправная шаровая опора: порван пыльник, коррозия на пальце

Обычно на станциях технического обслуживания при диагностике шаровых опор пользуются следующей методикой:

  • 1
    Автомобиль поднимается на подъемнике;
  • 2

    Мастер вручную поочередно раскачивает ведущие колеса влево-вправо по ходу движения – так, при наличии слабины или постукивания, можно быстро выявить сильно разбитые шарниры;

  • 3

    Если люфта не обнаружено – вставляется монтировка между корпусом шаровой и рычагом и производится попытка раскачать шарнир относительно поворотного кулака или рычага. Если обнаруживается люфт – шаровая под замену;

  • 4

    В противном случае с шаровыми опорами скорее всего все в порядке и мастер продолжит искать виновника стука в других элементах подвески. Многие из которых, кстати, имеют схожую конструкцию.

Рулевая тяга

Рулевая тяга — в основе конструкции лежит шаровая опора

Причины выхода из строя шаровых опор

К основным дефектам и, как следствие, причинам выхода из строя шаровых опор относятся:

  • Усталостное разрушение полимерного вкладыша;

  • Нарушение герметичности или отсутствие пыльника;

  • Нарушение целостности или геометрии корпуса шаровой опоры;

  • Частичное или полное разрушение пальца.

Надежность шаровой опоры определяется совокупностью факторов: конструкцией, качеством материалов и условиями эксплуатации. Ключевой элемент — это пыльник, целостность которого обеспечивает сохранность смазки и защиту от загрязнений. Сам шарнир изготавливается из высокопрочной стали и часто имеет преднатяг, который исчезает по мере износа, сигнализируя о необходимости замены.

Современные опоры являются необслуживаемыми и рассчитаны на большой пробег, но агрессивная езда по плохим дорогам, удары и любая деформация рычага подвески критически сокращают их ресурс, делая своевременную диагностику единственной гарантией безопасности.

В случае отрыва шаровой опоры от поворотного кулака колесо лишается точки крепления к рычагу, и автомобиль становится неуправляемым. Также могут быть повреждены другие узлы подвески и кузова – полуоси, стойки стабилизатора, тормозные шланги, рычаги, покрышки, крыло или пороги. И это при условии, что автомобиль удастся удержать на дороге.

Последствия отрыва шаровой опоры

Последствия отрыва шаровой опоры

Несмотря на надежность шаровых опор, этот узел в процессе эксплуатации подвергается большим нагрузкам и со временем изнашивается. По данным исследования «Анализ причин отказа шаровых опор легковых автомобилей» (Ю.В. Родионов), 29,3% отказов передней подвески происходит из-за выхода из строя шаровых опор. Это в полтора раза чаще, чем рычаги, амортизаторы и стабилизаторы вместе взятые.

Распределение видов отказов и затрат на ремонт передней подвески представлены в таблице:

Узлы и детали Отказы Затраты на ремонт
Рычаги подвески 2,7% 4,1%
Шаровые опоры 29,3% 28,4%
Амортизатор 16,6% 34,0%
Стабилизатор 0,3% 0,4%
Резинотехнические изделия 51,1% 32,6%

Как самостоятельно заменить шаровую опору

Съемные шаровые (те, которые крепятся к рычагам болтами) – самый простой вариант для самостоятельной замены. Обычно не требуется ни подъемник, ни яма, а в качестве инструмента достаточно самого простого набора, немного свободного времени и желание своими силами устранить неисправность. На примере передней подвески внедорожника Chevrolet Niva первого поколения (1G) показываем, как заменить шаровую опору.

Съемник шаровых опор ВАЗ 2101-10

Для снятия шаровых опор обычнотребуются специальные съемники. Они бывают разных конструкций. В нашем случае мы воспользуемся съемником шаровых ВАЗ 2101-10 (так называемый «каблук»). Он пригодится не только для снятия шаровых, но и рулевых наконечников. Его примерная стоимость на маркетплейсах на конец 2025 года – 1600 рублей.

Приступаем к замене верхней шаровой опоры на примере Chevrolet (теперь уже Lada) Niva.

1. Снимаем колесо. Для этого сначала ослабляем гайки, потом поднимаем автомобиль домкратом с проблемной стороны (не забываем установить дополнительные опоры под кузов), далее откручиваем гайки полностью и снимаем колесо. Бывает, диск прикипает к ступице, и чтобы снять колесо, необходимо хорошенько приложиться кувалдой с его внутренней стороны (перед ударом лучше подставить обрезок доски перед диском). В нашем случае тяжёлая артиллерия не понадобилась – колесо снялось без проблем.

Снятие колеса Chevrolet Niva

2. Откручиваем шаровую опору от рычага. Для этого нужно открутить три болта и гайку на пальце шаровой опоры. Особых проблем возникнуть не должно.

Открученные болты верхней шаровой Chevrolet Niva

3. Отводим поворотный кулак в сторону от рычага. Иначе верхние рычаги будут мешать снятию опоры. Также убираем в сторону тормозной шланг (для этого его предварительно нужно отсоединить от кронштейна на поворотном кулаке, потянув вниз). Сейчас можно удостовериться, что шаровая вышла из строя. В нашем случае она свободно вращалась – так быть не должно.

Убеждаемся что шаровая опора люфтит

4. Снимаем шаровую опору с поворотного кулака. Вот здесь нам и пригодился съемник. Поскольку шаровая все равно пойдет в металлолом, необходимо отверткой или канцелярским ножом срезать пыльник, иначе он будет мешать установке съемника. После этого можно будет свободно завести губки одной части съемника между корпусом шарнира и кронштейном поворотного кулака. Альтернативный вариант снятия опоры без специального инструмента – хорошенько приложиться по шаровой увесистым молотком. Если не поможет – повторять до получения результата, а для ускорения процесса можно прогреть палец газовой горелкой.

Со съемником все гораздо проще. Крутим гайку на винте справа по часовой стрелке – он по принципу качелей разжимает нижнюю правую часть съемника и сжимает левую часть – тем самым работая на выталкивание пальца шаровой опоры из рычага вверх. Сама по себе шарнир может и не выскочить, но создав съемником усилие на пальце достаточно будет одного четкого удара молотком по шаровой чтобы она покинула свое место. Так у нас и произошло.

Замена верхней шаровой с помощью съемника

5. Проводим осмотр неисправной шаровой опоры. Необязательный пункт, но можно в живую посмотреть, как выглядит вышедший из строя шарнир. Здесь была проблема в поврежденном пыльнике, который плохо защищал палец от воды и грязи. Результат – коррозия и замена элемента, поскольку ремонту эта деталь не подлежит.

Неисправная шаровая опора

6. Устанавливаем новую шаровую опору. По сравнению со снятием шарнира делается это гораздо проще, особенно если немного зачистить и смазать посадочное место в поворотном кулаке. Устанавливаем новую шаровую, прикручиваем новые гайки и болты (идут в комплекте с шаровой опорой). Осталось поставить на место колесо – и можно отправляться в дорогу.

Новая верхняя шаровая опора Chevrolet Niva

Частые вопросы и ответы про шаровые опоры

Шаровые опоры – надежный элемент подвески, однако их ресурс в первую очередь зависит от качества дорожного покрытия. При езде по автобанам шарниры легко выдерживают 100-150 тысяч километров пробега. При эксплуатации автомобиля по бездорожью или не по асфальтированным покрытиям, игнорировании лежачих полицейских, дорожных ям – ресурс снижается в 3-5 раз.

Поломка шаровой опоры крайне опасна, поскольку при отрыве шаровой от поворотного кулака колесо теряет устойчивость, а автомобиль – управляемость. Это может привести к непредсказуемым последствиям вплоть до ДТП различной степени тяжести. Особенно опасен отрыв шарнира на высокой скорости.

При наличии неисправности в шаровой опоре она может сначала скрипеть, потом стучать, а может и сразу начать стучать. С увеличением износа шарнира стук становится все громче, особенно при проезде неровностей.

Шаровых опор нет в транспортных средствах с устаревшими или более простыми конструкциями: автомобили с зависимой подвеской на неразрезной балке спереди (некоторые старые модели «Жигулей» и другой старой классики); техника с реечным рулевым управлением и подвеской на торсионах, где роль шарниров могут выполнять другие элементы (некоторые модели «Запорожцев»); техника, где вместо шаровых опор используются шкворневые соединения (тяжелые грузовики, старые военные автомобили, УАЗ «Хантер» на передней оси).

А у вас были неприятности из-за износа или при замене шаровой опоры? Расскажите об этом в комментариях.

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: