Рендер вседорожной версии Porsche 918 (автор Rain Prisk)

Что означают в технических характеристиках автомобиля цифры 142, 166 или 178 мм в строке клиренс? Для чего производители указывают дорожный просвет и зачем нужен этот показатель? Читайте в этом материале про то, что такое клиренс, как его измерить и можно ли увеличить.

Что такое клиренс

Клиренс (или дорожный просвет) — расстояние от поверхности земли до нижней точки кузова автомобиля. Обычно измеряется в миллиметрах, но иногда можно увидеть обозначение в сантиметрах (а также других единицах измерения длины в зависимости от региона). Клиренс положительно влияет на проходимость автомобиля, но ухудшает его управляемость из-за смещения центра тяжести вверх. Все автомобили, особенно с разными типами кузовов, имеют свои параметры клиренса, но меняются они в довольно узком диапазоне.

Как определяется клиренс автомобиля

Обычно размер клиренса указывается в технической документации на автомобиль, но разные производители по-своему считают величину дорожного просвета. Единого мирового стандарта по определению клиренса автомобиля не существует, но в некоторых нормативных документах можно найти рекомендации. Так, например, в российском ГОСТ Р 50182-92 есть определение дорожного просвета автомобиля с нагрузкой:

Понять, что имеется в виду в ГОСТ, сможет разве что крепкий технарь, поэтому сделаем пояснение. По мнению авторов ГОСТ Р 50182-92, чтобы вычислить величину дорожного просвета, нужно отступить от внутренней поверхности колес одной оси по 10% от полного расстояния между ними, и только после этого определять нижнюю точку кузова автомобиля.

Клиренс автомобиля по ГОСТ Р 50182-92

Клиренс автомобиля по ГОСТ Р 50182-92

Величина клиренса определяется только в розовой зоне (смотрите изображение выше). Эта методика позволяет исключить из анализа дорожного просвета такие элементы как брызговики, выступающие части выхлопной трубы, нижние крайние точки элементов подвески и прочие элементы, которые не влияют на проходимость автомобиля, но при этом могли бы занизить величину дорожного просвета. Так, например, брызговики попадают в колею и не оказывают никакого влияния на проходимость, а элементы выхлопной трубы имеют некоторый ход вверх за счет резиновых подвесов и, поэтому, тоже проблемой не являются.

В странах за пределами РФ ГОСТы не действуют, собственного стандарта по определению клиренса там нет, поэтому высчитывают величину дорожного просвета кто во что горазд, в том числе с маркетинговой целью (завышение дорожного просвета по документам). Например, кроме крайних «свисающих элементов» могут не учитываться выхлопная магистраль целиком или другие узлы, мешающие добавить в отчет нужные значения клиренса.

Какие виды клиренса бывают

Условно автомобили разделяют на модели с низким, средним и высоким клиренсом:

  • Низкий клиренс (или маленький) — дорожный просвет менее 130 мм. Благодаря низкому клиренсу автомобиль становится более управляемым, устойчивым, также снижается аэродинамическое сопротивление, что положительно сказывается на динамических характеристиках и снижает расход топлива. Но сильно страдает проходимость — автомобили с маленьким клиренсом удобно эксплуатировать только по шоссе, в городе (но при парковке передом с бордюрами нужно быть аккуратным) и по ровным и сухим грунтовым дорогам. Низкий клиренс — визитная карточка спортивных автомобилей и некоторых компактных городских моделей.

  • Средний клиренс (или стандартный) — дорожный просвет 130-180 мм. Автомобили со стандартным клиренсом могут проехать в дополнение к покрытиям и локациям выше по легкому бездорожью. Машины со средним клиренсом не боятся бордюров при парковке передом, их не смущают высокие «лежачие полицейские», они удобны для активной езды по городу и за ним, без особых проблем доберутся до дачи без нормальных подъездных дорог. Автомобили со средним клиренсом — универсальное решение.

  • Высокий клиренс (или большой) — дорожный просвет от 180 мм. В эту категорию попадают некоторые кроссоверы, универсалы повышенной проходимости и, конечно, внедорожники. Автомобили с высоким клиренсом управляются хуже остальных при прочих равных, менее устойчивы из-за высокого центра масс и имеют хуже аэродинамические характеристики. Зато в большинстве своем способны проехать туда, куда дольше всего идти за трактором. Автомобили с высоким клиренсом, как правило, необходимы для эксплуатации автомобиля по бездорожью, где крайне важна проходимость, и по плохим дорогам.

Рендер Rolls Royce Wraith с заниженным клиренсом (автор Rain Prisk)

Рендер Rolls Royce Wraith с заниженным клиренсом (автор Rain Prisk)

Как измерить клиренс своего автомобиля

Чтобы измерить клиренс автомобиля, желательно получить полный доступ к днищу, при этом колеса машины должны опираться на ровную поверхность. Удобнее всего измерять дорожный просвет в смотровой яме, на эстакаде или автомобильном гидравлическом подъемнике (подойдут только те, где колеса остаются стоять на поверхности, без вывешивания) — так можно без проблем добраться с рулеткой до любых выступающих элементов в нижней части авто, при это машина будет стоять на колесах под своим весом.

Если эти условия соблюдать не хочется, а замеры высоты клиренса не имеют стратегической важности — можно пойти более простыми путями без специального оборудования и проверить:

  • Расстояние до нижней кромки переднего бампера. Передний бампер чаще всего страдает от бордюров и зимних сугробов, поэтому узнав расстояние до него можно примерно понять возможности автомобиля. Расстояние до кромки переднего бампера всегда будет выше заявленных производителем данных по клиренсу в технических характеристиках, так как бампер редко когда является самым выступающим элементов в нижней части кузова.

  • Расстояние до защиты двигателя. На большинство автомобилей штатно устанавливается защита картера двигателя, она может быть пластиковой, металлической или композитной. Независимо от материала, защита часто является самой нижней точкой под днищем автомобиля (сама по себе защита ухудшает показатели клиренса, зато спасает двигатель от легких ударов и дорожной грязи). Измерив рулеткой расстояние до нижней части защиты двигателя — можно примерно понять реальные показатели клиренса.

  • Расстояние до картера двигателя. Если защиты мотора нет — измерьте расстояние до картера двигателя. Ввиду конструктивных особенностей и высокой массы двигателя он обычно располагаются низко. Повредить мотор — самое опасное и дорогостоящее, что можно сделать. Измерив дорожный просвет до поддона картера, вы будете знать максимальную высоту лесного пня, который можно преодолеть без пробоя картера.

  • Расстояние до корпуса заднего дифференциала. На задне- или полноприводных автомобилях имеет смысл измерить расстояние до корпуса дифференциала. Его повреждение тоже сулит немалыми проблемами, а из-за конструктивных особенностей он может и быть самой нижней точкой под полом автомобиля, способной поймать присыпанный песком валун.

Измерение клиренса авто по переднему бамперу

Измерение клиренса авто по переднему бамперу

Если нет возможности и желания самостоятельно измерять клиренс — можно узнать заводские значения дорожного просвета для большинства автомобилей в публичных каталогах технических характеристик, например auto-data.net.

Как поднять клиренс автомобиля

Существует несколько способов увеличить дорожный просвет автомобиля:

  • Поставить диски и шины большего размера. Замена штатного комплекта колес с шинами на другой оригинальный от этой модели, но большего диаметра, вряд ли что-то даст. Дело в том, что при увеличении размера дисков производители уменьшают профиль резины. В результате внешний радиус колеса увеличивается незначительно (а может и вовсе уменьшится).

    Например, при переходе с резины размерностью R15 195/65 на R16 205/55 клиренс автомобиля уменьшается на 2 мм. Диаметр колес стал больше, но из-за меньшего профиля в клиренсе мы даже потеряли. Чтобы получить прибавку в дорожном просвете, необходимо или увеличивать профиль шин, либо увеличивать диаметр колес с сохранением прежней высоты профиля резины. Так, при переходе с R15 195/65 на R15 195/75 вы получаете дополнительных 20 мм просвета, а заменив те же R15 195/65 на R16 195/65 — плюс 13 мм.

    Но установка нештатных шин с более высоким профилем имеет и свои минусы. Это плохо влияет на внешний вид, управляемость и безопасность автомобиля, а также портит показания спидометра. Так, при замене R15 195/65 на R16 195/65 спидометр будет показывать 100 км/ч, хотя фактически вы будете двигаться 104 км/ч, так как из-за большей длины окружности шин увеличится число оборотов колес на километр пути.

    Рекомендуем воспользоваться шинным калькулятором, который наглядно показывает, как влияет изменение размеров шин на клиренс и показания спидометра:

Сравнение размеров покрышек 195/65 R15 и 195/65 R16

Сравнение размеров покрышек 195/65 R15 и 195/65 R16

  • Установить удлиненные амортизаторы и пружины. Различные тюнинг-ателье и альтернативные производители предлагают массу вариантов для доработок любых автомобилей. Установка более высоких стоек — одно из таких решений, но обойдется такой комплект в копейку. В качестве альтернативы есть более бюджетный вариант использовать проставки под пружины. Да, клиренс увеличить получится, но смотреться автомобиль может странно, а передвигаться на таком — менее безопасно. Также могут быть вопросы со стороны работников ГИБДД за внесение изменений в конструкцию автомобиля со всеми вытекающими. Теоретически, это можно легализовать, или сделать изменения не слишком заметными. Но не всегда это получается:

Как не надо увеличивать клиренс авто

Как не надо увеличивать клиренс авто

  • Установить лифтованную подвеску. В тюнинг-ателье можно переделать любой автомобиль в супер-внедорожник и увеличением клиренса там не обойдется. Есть ателье, которые предлагают любые кастомные доработки — за ваши деньги специалисты готовы решить любой вопрос. Но после таких доработок пользоваться автомобилем на дорогах общего пользования уже не получится.

Рендер внедорожника на базе Subaru BRZ (автор Rain Prisk)

Рендер внедорожника на базе Subaru BRZ (автор Rain Prisk)

Как бы это банально не звучало, но самый безопасный и легальный способ увеличить клиренс — купить автомобиль с более высоким дорожным просветом. А для тех, кто не может определиться, какой клиренс ему больше подходит — давно придумали пневматическую и пневмогидравлическую подвески со штатной регулировкой дорожного просвета. Такое решение, например, реализовано в автомобилях линейки Audi Allroad любых поколений. По трассе можно ехать с минимальным клиренсом, а по бездорожью — с максимальным. Удобно и абсолютно законно.

Но стоит помнить, что высокий клиренс — не единственная и не основная характеристика проходимости автомобиля. От одного лишь дорожного просвета машина не становится внедорожником. Рассмотрим этот момент подробнее.

Какие еще параметры влияют на проходимость

Есть такое понятие как геометрическая проходимость автомобиля — комплекс параметров, которые влияют на способности автомобиля преодолевать сложный рельеф местности и водные преграды. К базовым параметрам проходимости относятся:

  • Передний свес — расстояние от оси переднего колеса до крайней точки кузова спереди;

  • Задний свес — расстояние от оси заднего колеса до крайней точки кузова сзади;
  • Ширина колеи — расстояние между центрами колес одной оси;

  • Длина колёсной базы — расстояние между центрами колес передней и задней осей.

Параметры геометрической проходимости авто

Параметры геометрической проходимости авто

Также есть параметры внедорожной проходимости автомобиля:

  • Клиренс — просвет между дорогой и днищем;

  • Угол въезда — угол между центральной осью передних колес и крайней точкой передней части автомобиля (на величину угла въезда влияют клиренс и длина переднего свеса авто);

  • Угол съезда — угол между центральной осью задних колес и крайней точкой задней части автомобиля (на величину угла съезда влияют клиренс и длина заднего свеса авто);

  • Угол рампы (продольный проходимости) — угол между касательными линиями, проведенными от переднего и заднего колес через центр колесной базы в нижней точке кузова. Чем выше угол рампы — тем более крутые препятствия может преодолевать автомобиль. Чтобы увеличить угол рампы, нужно повысить клиренс и/или уменьшить колесную базу;

  • Угол опрокидывания (поперечной статической устойчивости) — максимальный угол наклона опорной плоскости колес к горизонту, при котором автомобиль не опрокидывается;

Значения базовых параметров и клиренса влияют на углы въезда, съезда и рампы, что, собственно, и определяет геометрическую проходимость автомобиля. Так, например, трехдверная Lada Niva Legend обладает лучшими характеристиками по проходимости по сравнению с пятидверной версией за счет короткой колесной базы.

Также существуют дополнительные параметры, такие как: глубина преодолеваемого брода и угол опрокидывания. Они тоже влияют на вседорожные характеристики автомобиля, но не являются основными.

Дорожный просвет у популярных в России автомобилей

И, в заключение, предлагаем сравнительную таблицу с параметрами клиренса популярных в России автомобилей. ТОП-10 самых продаваемых в РФ моделей в 2023 году составлен по данным Ассоциации европейского бизнеса:

Модель Клиренс, мм
Lada Granta 170-200
Lada Niva 220
Haval Jolion 190
Geely Coolray 180
Lada Vesta 178-203
Haval F7 190
Haval F7x 169-190
Haval Dargo 200
Geely Atlas Pro 171
УАЗ Патриот 210

Примечательно, что почти все автомобили в ТОП-10 российских бестселлеров, независимо от типа кузова, имеют высокий дорожный просвет или близкий такому. Видимо, это и есть оптимальный клиренс для российских дорог и подстраховка на случай, если дорога вдруг превратится в направление.

Рендер внедорожника на базе McLaren P1 (автор Rain Prisk)

Рендер внедорожника на базе McLaren P1 (автор Rain Prisk)

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: