Существует более двух десятков видов кузовов легковых автомобилей. Некоторые (например: седан, универсал, кроссовер, хэтчбек или купе) пользуются стабильным спросом на рынке. Другие – устарели или выпускались ограниченным тиражом, зато успели оставить в истории след из необычных конструктивных решений и нестандартного полёта дизайнерской мысли. В этой статье приводится большинство известных типов кузовов машин и их классификация.
Трактовки тех или иных видов кузовов могут отличаться в зависимости от автора этих истолкований, года производства автомобиля, а бывает и по вине автопроизводителей, которые временами в маркетинговых целях выпускают автомобили со звучным обозначениями кузова, хотя те фактически таковыми не являются. В этой статье собраны общепринятые определения видов кузовов легковых машин, но некоторые маркетинговых хитрости тоже будут упомянуты для полноты картины.
Типы кузовов легковых автомобилей
Седан
Седан – наиболее распространённый тип кузова легкового автомобиля. Стандартное исполнение четырёхдверное, однако существуют также двухдверные модификации (иногда их по ошибке относят к кузову купе). В салоне седана независимо от количества дверей есть два ряда полноценных сидений, на которых могут разместиться взрослые пассажиры. Это принципиально отличает двухдверный седан от купе, где задний ряд сидений будет удобен только для посадки детей или подростков.
BMW i7 xDrive60L
В премиальном сегменте существуют длиннобазные седаны (так называемые Long-версии), которые строятся путём удлинения базы обычных седанов (прибавка делается для большего комфорта пассажиров заднего ряда). Длиннобазные седаны не стоит путать с лимузинами – у последних есть перегородка между водительской и пассажирской секциями.
Универсал
Универсал (другие названия: “сарай“, “вагон“, “авант“, “эстейт“, “комби“) – обычно пятидверный, реже трёхдверный грузо-пассажирский тип кузова, у которого салонная часть от багажной отделена только спинкой заднего дивана. Универсалы строят на одной базе с седанами за исключением случаев, когда “сарай” является самостоятельной моделью. Этот кузов стал популярным благодаря практичности – сохраняется комфорт седана и есть больше места для перевозки грузов.
Вместо крышки багажника на универсал устанавливается полноценная пятая дверь (как правило – откидывается вверх). Кузов универсал относится к двухобъёмным грузо-пассажирским легковым автомобилям. Некоторые производители – например Audi и Volvo – научились выпускать привлекательные модели в этом кузове, за что они и пользуются популярностью (например, серия Audi RS, Volvo V90).
Хэтчбек
Хэтчбек – двухобъёмный кузов с пятью, реже с тремя дверями. По назначению и принципу компоновки кузова отличается от универсала уменьшенным задним свесом. Сохраняет некоторые преимущества универсала, но теряет в грузоподъёмности из-за более компактных размеров, зато становится более манёвренным в городе и при парковке.
Название хэтчбек прижилось не сразу. Так, “пятидверка” Renault 16, которую считают первым хэтчбеком в мире, увидела свет в 1965 году, а так называть этот кузов начали только в 70-х годах. Причём автомобили в кузове хэтчбек выпускались и до Renault 16, например, Citroen 11CV Commerciale 1938-го года выпуска, построенный на базе седана Traction Avant.
Купе
Купе – относится к двухдверным трехобъёмным типам кузовов. Автомобили в таком исполнении имеют удлинённые двери, ярко выраженные багажник и капот, причем последний часто делают увеличенной длины для придания автомобилю стремительного облика. Особенность купе – “урезанный” второй ряд сидений, где будет комфортно передвигаться только детям. Еще одно неудобство “двухдверок” – посадка пассажиров заднего ряда через передние двери.
Обычно автомобили в кузове купе относятся к спортивному сегменту или имеют спортивный силуэт. Часто к этому типу кузова приписывают все двухдверные автомобили (в том числе двухдверные седаны, хэтчбеки и универсалы), причём не только в обиходе, но и в коммерции.
BMW 4 Series Gran Coupe 2 поколения
Также относительно недавно маркетологи придумали кузов гранд-купе. Технически это классические четырёхдверные седаны, но со схожим с купе силуэтом – длинный капот, плавные линии крыши и стремительный профиль. Это попытка разработчиков и дизайнеров сохранить внешний вид купе, убрав недостатки этого типа кузова. Пример – BMW 4 Series Gran Coupe.
Внедорожник
Внедорожник – тип кузова легкового автомобиля с прицелом на повышенную проходимость. Главные особенности этого вида машин: высокий клиренс, полный привод, пятидверное исполнение и обычно – рамная конструкция. Часто такие автомобили комплектуются дополнительным оборудованием для улучшения проходимости: шноркелем, лебёдкой, специальными внедорожными шинами, силовыми бамперами, стальной защитой днища и т.д.
Обычно кузов внедорожников крупнее стандартных “легковушек”, но есть и компактные представители внедорожного семейства. Например, отечественная Lada Niva, небольшие размеры и колёсная база которой только на руку модели в плане проходимости.
Кроссовер
Кроссовер (также известен как “паркетник“, “кросс” и “CUV“, что с английского переводится как “Crossover Utility Vehicle”) – современный вид кузова легкового автомобиля, завоевавший высокую популярность. Универсальное решения для городских и загородных поездок, в котором конструкторы попытались объединить успешные решения других видов кузовов.
От внедорожников кроссоверам достался высокий клиренс и приподнятая крыша, от универсалов – пятидверное исполнение, от седанов и других легковушек – несущая конструкция кузова. Полный привод для кроссоверов не прерогатива, в отличие от внедорожников, да и на бездорожье они не рассчитаны, зато удобны в эксплуатации в шоссейно-городском режиме.
Лимузин
Лимузин – автомобиль высшего класса с длинным кузовом, разработанный для максимального комфорта при передвижении высших лиц государства и обеспеченный людей. Обычно лимузин строится на базе “легковушки” путём удлинения с последующей тщательной проработкой удобств для пассажиров в задней части салона.
Главная отличительная особенность лимузинов от длиннобазных седанов – наличие перегородки в салоне между водительской и пассажирской частями. Из-за большой длины кузова лимузины не всегда удобны для каждодневного использования, поэтому такие автомобили применяются в основном на торжественных мероприятиях.
Микроавтобус
Микроавтобус – легковой автомобиль с одноэтажным однообъёмным кузовом фургонного типа, предназначенный для перевозки людей (обычно 8 – 20 человек) или грузов. Длина микроавтобуса составляет 4 – 7,5 метра. Популярны в сегменте коммерческих пассажирских перевозок, также используются полицией и специальными службами (МЧС, скорая помощь, передвижные мастерские и лаборатории и другое).
По назначению микроавтобусы делят на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. По количеству мест – на малой (8 – 18 кресел) и средней вместительности (19 – 20 мест и более). На дорогах России распространены микроавтобусы марок ГАЗ и УАЗ.
Минивэн
Минивэн – промежуточное решение между универсалом и микроавтобусом. Обычно представлены в одно- или двухобъемной компоновке с укороченным капотом (“полукапотник”). Часто комплектуются третьим рядом сидений (кресла там не всегда полноценные, обычно подходят только детям или для непродолжительных поездок), которые можно снять или откинуть.
Задняя пара дверей у минивэнов может быть как стандартная распашная, так и сдвижная. Минивэн пользуется спросом у больших семей, предоставляя до восьми сидячих мест и более просторный салон по сравнению с другими распространёнными типами кузовов легковых автомобилей.
Хардтоп
Хардтоп – вид автомобильного кузова без центральной стойки при наличии жёсткого верха. Часто хардтопы также не имеют верхних рамок боковых дверей. Такие конструктивные решения применялись в угоду стилю, однако это отрицательно сказывалось на жёсткости кузова, поэтому примерно с 80-х годов данный тип кузова перестали выпускать.
Зачастую хардтопы выпускались на базе уже существующих седанов (как двух-, так и четырёхдверных), универсалов или купе. Встречаются хардтопы и на базе хэтчбеков. Наибольшее распространение этот тип кузова получил в Северной Америке.
Комби
Комби – тип кузова с дверцей в задней стенке (пятая дверь). Это не отдельный вид машины, а собирательное название пятидверных легковых автомобилей. К ним относятся универсалы, хэтчбеки и лифтбеки. Обозначение “комби” популярно в немецкоговорящих странах.
Некоторые производители, например Skoda, используют слово “комби” в качестве фирменного обозначения кузова универсал. Например, Skoda Octavia Combi.
Лифтбек
Лифтбек – вид кузова легкового автомобиля, схожий по исполнению с хэтчбеком, но с удлинённым и скошенным задним свесом. Лифтбек в переводе с английского означает “поднимающая задняя часть”. Как и у хэтчбека, пятая дверь у лифтбека поднимается вместе со стеклом (петли прикреплены к крыше), но у лифтбека “корма” имеет ярко выраженный наклон и характерную ступеньку.
Из-за скоса задней части кузова теряется часть грузового объема, поэтому лифтбеки меньше приспособлены для перевозки грузов. Но благодаря скошенной “корме” автомобили выглядят более элегантно и спортивно.
Audi 100 C3
Лифтбек – достаточно редкий тип кузова. Иногда автопроизводители не выделяют этот кузов в отдельный вид. Так, Audi 100 Avant в кузове C3 – подходит под описание лифтбека, однако в Audi его позиционировали как “Avant” – это фирменное обозначение кузова универсал.
Фастбэк
Фастбэк – стиль автомобильного кузова с покатой крышей, без ступеньки переходящей в крышку багажника. Это не отдельный вид кузова, поскольку сплошной скат задней части может применяться на различных кузовах. Обычно фастбэк представляет собой “трёхобъемник” – есть капот и крышка багажника (заднее стекло остаётся неподвижным). Бывают как двух-, так и четырёхдверные фастбэки. К последним, например, относится Mercedes-Benz CLS.
Современные фастбэки часто представлены роскошными автомобилями спортивной направленности. Некоторые производители, подчеркивая спортивный характер автомобиля, называют фастбэками другие кузова, со схожим описанием.
Шутингбрейк
Шутингбрейк (в переводе с английского “стрелковая повозка”) – это понятие появилось еще в 19 веке и тогда так называли охотничьи повозки, которые перевозили как самих охотников, так и их снаряжение и добычу. Позднее “шутингбрейками” стали называть спортивные универсалы, которые уже не предназначались для охоты, но сохранили фирменные черты этого типа кузова.
Особенность кузова шутингбрейк – прямоугольная корма и часто три двери (но есть примеры и в пятидверном исполнении). Некоторые современные производители пытались переосмыслить этот кузов, например, компания Mercedes-Benz в 2010 году представила пятидверный универсал CLS Shooting Brake с покатой крышей, чем спровоцировала критику в свой адрес. На замечания немцы ответили, что великолепный спортивный дизайн важнее.
Кабриолет
Кабриолет – собирательное обозначение открытого кузова легкового автомобиля со складной или съёмной крышей мягкого или жёсткого типа с числом мест более двух. Крыша может оставаться в сложенном состоянии над багажником или убираться в него, либо в пространство между багажником и сиденьями. У некоторых кабриолетов крыша снимается вручную. Наиболее распространены двухдверные модификации кабриолетов как с одним, так и двумя рядами сидений.
С целью безопасности водителя и пассажиров кабриолеты имеют усиленную раму лобового стекла и специальные защитные дуги открытого или закрытого типа. В первом случае они обычно также являются элементом дизайна, во втором – выстреливают в случае ДТП. Кабриолеты делят на подклассы: брогам, ландо, родстер, фаэтон, тарга и спайдер.
Брогам
Брогам – тип открытого пассажирского кузова со съемной или вовсе конструктивно не предусмотренной крышей над передним рядом сидений. Впервые такая компоновка была применена на каретах в первой половине 19 века. Автором идеи считается английский лорд Брогамом, который придумал такое исполнение для удобства посадки пассажиров в карету. В честь него этот тип кузова и назвали.
Позднее тип кузова брогам начал применяться и на легковых автомобилях. Их выпускали примерно до конца Второй мировой войны, после чего брогам уступил место более практичным вариантам кузовов. Самые яркие представители данного вида кузова: Rolls-Royce Phantom II, Bugatti Type 41 Coupe de Ville, Bugatti Type 41 (Royale) Coupe Napoleon.
Ландо
Ландо – тип кузова легкового автомобиля с отрытой или складной задней частью крыши, передняя при этом остаётся закрытой. Как и в случае с кузовом брогам, впервые ландо начали применять на каретах. Название данный вид кузова получил в честь немецкого города Ландау, где в 18 веке массово выпускали кареты, в том числе открытого исполнения.
Позднее такое конструктивное решение вместе с названием перекочевало и на легковые автомобили, однако из-за своей редкости и дороговизны они были доступны только избранным. Пример кузова ландо – Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet в кузове W100.
Родстер (спайдер)
Родстер (также известен как “спайдер“) – двухместный двухдверный автомобиль со съемной крышей мягкого или жёсткого типа. От стандартного кабриолета отличается наличием только двух мест. Современные родстеры – роскошные спортивные автомобили, часто ограниченных серий.
До начала Второй мировой войны родстерами называли кузова с открытым верхом и одним рядом сидений (иногда позади него имелось одно дополнительное откидное кресло – “тёщино место”). Спортивной направленности тогда не было.
Фаэтон (туринг, торпедо)
Фаэтон (также известен как “туринг” или “торпедо“) – тип открытого кузова легкового автомобиля с откидным верхом без подъемных боковых стёкол. Вместо них конструктивно предусмотрено применение пристёгиваемых брезентовых шторок с целлулоидными окнами. Также к фаэтонам относят автомобили, у которых вместо подъемных боковых стёкол съемные.
Существовали и другие автомобили аналогичной конструкции – туринг и торпедо. Первый был с улучшенным комфортом и увеличенным запасом прочности по сравнению с фаэтоном, так как позиционировался как туристический автомобиль. Торпедо называли туринги, у которых верхняя часть дверей (поясная линия) и боковая кромка капота были на одном уровне. Позднее все эти кузова получили общее название фаэтон.
Тарга
Тарга – легковой двухместный автомобиль открытого типа со съемной крышей и цельной дугой безопасности за единственным рядом сидений. Последнее – ключевое отличие данного вида кузова от классического родстера.
Обрёл популярность в 70-е годы как более безопасная альтернатива кабриолетам и родстерам, не обеспечивающих в те годы должную защиту людей внутри салона при ДТП с опрокидыванием автомобиля. С появлением на автомобилях с открытым верхом компактных дуг безопасности и усиленной рамы лобового стекла необходимость в кузове тарга отпала.
Пикап
Пикап – легковой автомобиль с закрытой кабиной и открытой грузовой платформой с низкими бортами и откидной задней дверью. Начали массово выпускаться в США начиная с 1910-х годов, в Европе данный вид кузова широко распространился до начала Первой мировой войны.
В России серийный выпуск пикапов наладили в 1930-е годы. Модели ГАЗ-4 и ГАЗ-М415 Горьковского автозавода быстро обрели популярность на территории Советского союза. Однако после Второй мировой войны их выпуск прекратился и до сих пор в России серийно пикапы не собирают из-за низкой популярности у нас этого типа кузова.
Фургон
Фургон – закрытый кузов легкового автомобиля с глухой перегородкой между пассажирской и грузовой отсеками. Некоторые фургоны могут перевозить пассажиров, или переоборудованы под транспортировку оснастки или инструмента, но основное назначение – это доставка небольших грузов.
Фургон Lada Largus
Грузовой отсек обычно идет без обшивки и напольного покрытия, а пол усиливают дополнительным выштамповками и рёбрами жёсткости. Фургоны бывают малотоннажные и среднетоннажные. Такой тип кузова популярен у служб доставки, бизнеса, ремонтных и строительных бригад.
Классификация автомобильных кузовов
Все кузова легковых автомобилей делят на две основные группы в зависимости от количества визуальных (геометрических) объемов и типу исполнения кузова. По количеству объемов выделяют: однообъёмные, двухобъёмные и трехобъёмные кузова. По исполнению различают: закрытые, открытые и грузопассажирские кузова. В зависимости от модели автомобиля и её модификаций она может входить в две и более групп кузовов.
Однообъёмные кузова
Однообъёмный кузов визуально имеет один объём, однако технически их может быть и два, когда подкапотное пространство жестко отделено от салонного или грузового отделения. Главное отличие однообъёмного кузова от двухобъёмного – бескопотная или полукапотная компоновка у “однообъемника”. С такими конструктивными решениями кузов напоминает единую геометрическую фигуру.
Яркие представители группы: микроавтобус, минивэн.
Volkswagen Multivan eHybrid (T7)
Двухобъёмные кузова
Двухобъемный кузов предполагает наличие у автомобиля двух независимых объемов (геометрических фигур) – подкапотного пространства и салонного отделения, совмещённого или представленного только грузовой частью. Жесткой перегородки между пассажирской и грузовой частью не имеется. У машин с подобным кузовом ярко выражен капот и нет крышки багажника, вместо неё обычно устанавливается пятая дверь.
Классическими “двухобъемниками” являются: универсал, хэтчбек, минивэн, комби, лифтбек, фастбэк, шутингбрейк, комби, внедорожник, кроссовер.
Audi A6 Avant 5 поколения
Трёхобъемные кузова
К трёхобъемным кузовам относят машины, корпус которых можно условно разделить на три полноценных объема (геометрические фигуры): подкапотное пространство, салон (или грузовой отсек) и багажное отделение. Имеют ярко выраженные капот и крышку багажника по две стороны кузова. Обычно объемы разделены жесткими перегородками, что положительно сказывается на безопасности автомобиля.
К трёхобъемным кузовам относят: седан, купе, лимузин, хардтоп, кабриолет.
Mercedes-Benz C-Klasse пятого поколения
Закрытые кузова
Закрытые кузова представляют собой цельносварной корпус с жёсткой крышей. Это самая распространённая и безопасная группа автомобильных кузовов.
Представители: седан, универсал, хэтчбек, купе, лимузин, микроавтобус, минивэн, хардтоп, комби, лифтбек, фастбэк, шутингбрейк, внедорожник, кроссовер.
Audi A3
Открытые кузова
Открытые кузова имеют съемную мягкую или жёсткую крышу. Крыша может быть как полностью съемной, так и частично. С целью безопасности устанавливаются дополнительные силовые элементы (дуги безопасности, усиленная рамка лобового стекла).
К ним относятся: кабриолет, брогам, ландо, родстер, фаэтон, тарга.
BMW 3 Series E21 Baur
Грузопассажирские кузова
Грузопассажирские кузова ориентированы на перевозку грузов вместо пассажиров. Автомобили с таким типом кузова, как правило, имеют не более двух рядов сидений, чаще ограничиваются одним рядом (за исключением универсалов, где два ряда сидений – стандарт). Остальное место отводится под грузы с закрытой или открытой конфигурацией в зависимости от типа кузова.
Примеры: пикап, фургон. универсал.
УАЗ Пикап
Читайте также в нашем журнале:
Новые публикации: