Еще во времена СССР появилась практика использовать для перевозки высших чинов государства лимузины отечественной разработки. Однако с распадом Советского союза привычные ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 сменили бронированные иномарки Mercedes-Benz S-класса, которые прочно вошли в обиход первых лиц государства. Первые три президентских срока В.В. Путин регулярно передвигался на Mercedes S600 Pullman Guard. На немецком лимузине главу государства можно было увидеть и на парадах в честь в Победы в Великой Отечественной войне. И как раз примерно спустя год после третьей инаугурации президента, прошедшей в 2012 году, институт «НАМИ» начинает разработку российской автомобильной платформы для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Финансирование берет на себя Минпромторг России за счет бюджетных средств.
По мере развития проекта российские автомобили разработки «НАМИ» вместо обозначений «Единая модульная платформа» и проект «Кортеж» переименовывают в коммерческое Aurus (словослияние слов aurum, что в переводе с англ. означает «золото», и Russia — «Россия»), а первый автомобиль получает название Aurus Senat. О нем мы и расскажем в этом репортаже.
История разработки и действующие лица
Название Senat президентский автомобиль получил в честь кремлевской башни, другие автомобили в модельном ряду Aurus — минивэн Arsenal и внедорожник Komendant — названы по тому же принципу. Senat в кузове седан получил индекс S600, лимузин — L700.
За разработку «Единой модульной платформы» отвечает Вадим Переверзев в должности главного конструктора. Ранее он участвовал в разработке проекта ГАЗ-3103/3104 «Волга», который показали на Московском автосалоне 1998 года, но в серию автомобиль не попал, Также Переверзев работал в компании Fiat, где был занят в конструировании легковых и грузовых машин, а также занимался разработкой общей платформы Premium Platform для Saab и Alfa Romeo.
Права на выпуск автомобилей бренда Aurus принадлежат ООО «Аурус», доли в котором распределены между «НАМИ» (63,5%), «Sollers» (0,5%) и эмиратским холдингом «Tawazun» (36%). Последний — генеральный дистрибьютор бренда в странах Ближнего Востока и Северной Африки, а также, со слов генерального директора «Аурус» Адиля Ширинова, основной бенефициар, фактически владеющий 95,5% компании.
По официальным данным, со слов министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на реализацию проекта «Кортеж» выделено 13 миллиардов бюджетных рублей (173 миллиона долларов США по текущему обменному курсу). На запуск серийного производства холдинг Tawazun дополнительно инвестирует 110 миллионов евро.
Дизайн
Большинство находят сходство в дизайне экстерьера Aurus Senat S600/L700 c английским бизнес-седаном Rolls-Royce Phantom, однако руководитель отдела дизайна ФГУП «НАМИ» Юрий Черненко утверждает, что общая стилистическая задумка заимствована у послевоенной «легковушки» высшего класса ЗИС-110. Последняя, в свою очередь, является практически полной копией американского Packard 180 (как внешне, так и технически), который очень нравился Сталину и он в свое время отдал приказ разработать такой же в СССР.
Таким образом, независимо от версии происхождения дизайна, российского в нем не очень много, по крайней мере снаружи. И пусть кто угодно доказывает обратное, но в скопированном «передке» Aurus Senat интуитивно узнается продукция Rolls-Royce. То, что это не британский автомобиль, выдает лишь значок на блестящей решетке радиатора, но с расстояния метров в 30 шильдик уже не разобрать.
В салоне, если не искать элементы копирования и сосредоточиться на уникальных элементах, можно найти интересные решения. В отделке интерьера применяется натуральная древесина ценных пород с открытыми порами и фактурой сучков. Кожа российского производства, сиденья анатомические. Двери сконструированы таким образом, чтобы пороги были чистыми независимо от погоды. Есть фоновая светодиодная подсветка с 8 режимами.
Звуки для системы мультимедиа записывались в студии с использованием струнных и духовых инструментов. На спинках передних сидений установлены мониторы, управление мультимедийной системой задними пассажирами реализовано с помощью пультов, хранящихся в подлокотнике.
Уровень персонализации в плане выбора материалов довольно широк — доступно примерно 15 различных цветов кожи, некоторые из них могут комбинироваться с различными расцветками пола и вариантами вставок из натурального дерева. Отдельно можно выбрать цвет классических часов, встроенных в переднюю панель. Кузов можно покрасить в одну из 17 доступных красок, начиная со строгих темных оттенков и заканчивая вычурными а-ля «русское золото» и «красная пустыня».
Технологии
Мультимедийная система разработана в «НАМИ» со специальным интерфейсом HMI (Human-Machine Interface). По идее он должен обеспечить интуитивно-понятное взаимодействие пассажиров в задних креслах с визуальным контентом. Есть навигационные, информационные, справочные функции, доступ в Интернет и другое.
В шайбы управления температурой четырехзонной климатической установки встроены мониторы. Управление остальными функциями реализовано с помощью кнопок.
В список современных технологий, ассистентов и систем безопасности попали:
- бесключевой запуск двигателя;
- открытие багажника без рук;
- круиз-контроль;
- система курсовой устойчивости;
- система распознавания дорожных знаков;
- система экстренного торможения;
- система предотвращения столкновения с распознаванием пешеходов;
- контроль слепых зон.
Из удобств для пассажиров на задних креслах:
- Розетки на 12 и 220 вольт;
- Порты USB;
- Отдельное управление климатической установкой;
- Мультимедийный комплекс с мониторами на спинках передних кресел;
- Кресла с подогревом, вентиляцией, массажем, электрорегулировками и памятью;
- Холодильник;
- Выдвижные столики.
Двигатели и трансмиссия
У Aurus Senat самый высокий в классе дорожный просвет в 200 мм, а длина бронированного лимузина Aurus-41231SB составляет 6840 мм, что делает его самым большим президентским автомобилем в мире.
Компоновка передней и задней подвесок схожи с поколениями BMW начала второго тысячелетия. Система постоянного привода заимствована у баварской марки — импортную раздаточную коробку с электронноуправляемой муфтой в «НАМИ» не разрабатывали, а просто купили.
Для седанов Aurus Senat S600 предусмотрена линейка двигателей с 4 — 12 цилиндрами объемом 2,2 — 6,6 литра мощностью 245 — 850 лошадиных сил. Самый мощный мотор предназначен для флагмана проекта «Кортеж» — длиннобазного бронированного президентского лимузина Senat L700, однако пока что и он комплектуется мотором V8.
Двигатель V8 мощностью 598 л.с. разработан по техническому заданию «НАМИ», за консультациями институт обращался в Porsche Engineering. Информация о сотрудничестве с этой фирмой многими была воспринята неверно, что мол русские не смогли сделать свой мотор и скопировали Porsche. Но несмотря на то, что Porsche Engineering принадлежит известному бренду, они сами ничего не производят и работают в роли консалтингового агентства, предлагая также услуги по тестированию моторов на уникальных стендах. Так, к их услугами прибегали такие именитые бренды как Scania, Audi, Harley-Davidson, Opel, Mercedes-Benz и другие.
Угол развала блоков цилиндров двигателя V8 составляет 90о, турбокомпрессоры российского производства фирмы INI расположены снаружи, а не в развале голов, как это сделано в моторе BMW S63, сходство с которым приписывают двигателю Aurus. Еще одно отличие от баварца — отсутствие приводных ремней в российском моторе нет. Все навесное оборудование на нашинском моторе приводится в движение цепями. В «НАМИ» утверждают, что это полностью новый двигатель и никакой унификации с моторами Porsche нет. И судя по всему так и есть, по крайней мере убедительных доказательств обратного никто не привел.
Разработанная Porsche «восьмерка» стала базой для V12 и рядной «четверки» объемом 2.2 литра — у них всех унифицирована геометрия цилиндра. Такие «модификации» в «НАМИ» делают уже самостоятельно без участия инженеров немецкой фирмы. Однако до конца дело не доведено — в продажу и седаны, и лимузины Aurus отправились с исходными «битурбо-восьмерками».
Aurus Senat гибрид — в довесок к не слабым моторам в задней части автомобиля располагается электромашина производства «Сарапульского электрогенераторного завода», выполняющая функции стартера и генератора, а также она помогает при разгонах бензиновому мотору и экономит топливо.
В одном из интервью у главного конструктора Вадима Переверзева спросили, для чего нужно было усложнять конструкцию автомобиля с сомнительной прибавкой по мощности в итоге, на что он ответил, что «это было указание с самого верха». К мощности ДВС электромашина прибавляет всего 40 л.с., зато выступает в качестве резервной силовой установки в экстренных ситуациях.
Характеристики двигателей Aurus
Объем, л | 2,2 | 4,4 | 6,6 |
Цилиндров, шт | 4 | 8 | 12 |
Мощность, л.с. | 245 | 598 | 850 |
Крутящий момент, Нм | 380 | 880 | 1320 |
Топливо | бензин | бензин | бензин |
Турбины | 1 | 2 | 4 |
Диаметр цилиндра, мм | 88 | 88 | 88 |
Ход поршня, мм | 90 | 90 | 90 |
Рабочий объем цилиндра, см³ | 547,4 | 547,4 | 547,4 |
Степень сжатия | 9,5:1 | 9,5:1 | 9,5:1 |
Все без исключения двигатели агрегируются с девятиступенчатой автоматической трансмиссией R932 разработки российской фирмы КАТЕ. За плавность переключений передач у нее вместо традиционного гидротрансформатора отвечают управляющие фрикционы с пробуксовкой. Эта коробка может «переварить» не более 1000 Нм крутящего момента, тогда как флагманский V12 выдает расчетные 1320 Нм.
Двигатель V8 мощностью 598 л.с. обеспечивает разгон седана Aurus Senat за примерно 6 секунд, бронированного лимузина весом в 6900 килограмм — за 9 секунд. Все автомобили будут идти с постоянным полным приводом. Также были разговоры о появлении в моторной гамме еще одного бензинового 2.2, построенного на совершенной другой базе, и дизельного двигателей. Но пока что дальше разработанного изначально 4,4 дело не зашло.
Серийное производство
Первые экземпляры Aurus Senat собирались на собственных мощностях «НАМИ», но объем производства был сильно ограничен. Серийное производство решили наладить на заводе «Соллерс Форд» в Елабуге. Сейчас там выпускают коммерческие автомобили Ford Transit и его модификации по технологии полного цикла. По официальным данным, на заводе в Елабуге планируется собирать до 5 000 автомобилей бренда Aurus в год, выпуск седанов S600 и лимузинов L700 освоят в первую очередь. Бронированные версии при этом не будут выпускаться в Елабуге, их продолжат собирать своими силами в ФГУП «НАМИ».
Первые автомобили елабужской сборки начнут отгружать клиентам в мае 2021 года. Все автомобили без исключения будут идти с двигателями V8 и девятиступенчатым автоматом KATE. Моторы будут изготавливать тоже в «НАМИ» по крайней мере поначалу. Сейчас идет рассмотрение вопроса о производстве двигателей на мощностях моторостроительного завода «Соллерс Форд», но даже при положительном решении это будет не ранее конца 2022 года.
Цены и старт продаж
Первые единичные продажи автомобилей бренда Aurus стартовали в 2019 году. Официальная стоимость седана Aurus Senat в базовой комплектации по состоянию на февраль 2021 года составляет 22 000 000 рублей (ранее озвучивалось 18 000 000 рублей). По планам руководства компании «Аурус», период окупаемости проекта составит 7 лет, однако какой объем продаж для этого требуется не сообщается.
СТАРТОВАЯ ЦЕНА AURUS SENAT —
22 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
На открытии шоу-рума Aurus в Москве в августе 2019 года заявлялось, что уже есть 500 предварительных заказов на седаны Senat, позже эта цифра увеличилась до 700. Спустя год, в конце декабря 2020 года, генеральный директор Aurus Адиль Ширинов в интервью РБК уточнил, что это были цифры предварительного интереса, а сколько клиентов внесли предоплату он не назвал, сославшись на коммерческую тайну.
Также топ-менеджер сообщил, что заявленной стартовой цены в 18 000 000 рублей компания придерживается, но из-за особенностей люксового сегмента конечная стоимость автомобиля для каждого клиента формируется индивидуально в зависимости от пожеланий по комплектации и индивидуализации. Спустя два месяца после интервью минимальная цена стала 22 000 000 рублей.
Заключение
Очевидное сходство с британским конкурентом в плане дизайна и 8 лет разработок, а полноценное серийное производство еще не налажено — без негативного отпечатка это не прошло. Современный автомобильный рынок не прощает нерасторопности — то, что казалось модным вчера уже неактуально сегодня. Прошли времена, когда можно было выпустить пусть даже идеальный автомобиль и продавать его десятилетиями, сейчас счет идет на год-два и требовательные клиенты хотят новых функций и технологий, развитие которых не прекращается. В сегменте люкс автомобиль уже давно стал чем-то большим, чем транспортное средство.
Рынок в шаге от отказа от двигателей внутреннего сгорания, а мы все еще разрабатываем бензиновый V12. Тысячи дизайнеров с мировым именем ищут свои направления в автомобильном дизайне, предлагая новое, а мы копируем чужое. Машины становятся частью информационного пространства, а мы встраиваем пульт в подлокотник в 2020 году.
Автомобиль, идея которого была в возрождении российской машиностроительной промышленности, превратился в долгострой. Мало того, изначально отечественный проект отошел под управление арабам. И можно сколь угодно долго рассказывать о привлекательности инвестиций, но если таки Aurus «взлетит», а мы надеемся что так и будет, вся прибыль уйдет шейхам. А хотелось бы, чтобы русский проект, реализованный на деньги налогоплательщиков, приносил пользу своей стране.
Читайте также в нашем журнале: