Знать и соблюдать правила перевозки детей в автомобиле — обязательные условия для обеспечения безопасности несовершеннолетних пассажиров. Но в законодательстве РФ на этот счет расплывчатые формулировки, что создает путаницу и много вопросов у автомобилистов. Разбираемся, до какого возраста нужно использовать детское кресло, можно ли использовать бустер и адаптеры, чем отличаются правила перевозки для детей до 7 и до 12 лет и какие штрафы грозят, если не соблюдать законы в 2023 году.
Правила перевозки пассажиров, в том числе детей, в автомобиле, регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения». До 2017 года действовали общие правила для детей до 12 лет, однако после 12 июля 2017 года появилась дополнительная возрастная группа — от 7 до 11 лет включительно — в результате чего были уточнены регламенты по перевозке детей разного возраста. Еще их называют новыми правилами перевозки детей.
Таким образом сейчас есть свои правила и особенности перевозки для двух групп детей: возрастом до 7 лет и от 7 до 11 лет включительно. Начиная с 12 лет «детские правила» перестают действовать. Но помимо возраста ребенка есть еще нюансы, связанные с их с ростом и весом. Давайте с этим разбираться.
Как перевозить детей в автомобиле
Есть ряд общих правил и запретов, касающихся перевозки детей в автомобиле:
Детей перевозить разрешено:
Детей перевозить запрещено:
Это прописано в Правилах дорожного движения, но помимо ПДД есть еще требования к безопасности и особенности эксплуатации детских удерживающих устройств, ремней и подушек безопасности.
Правила перевозки детей в зависимости от возраста
В правилах перевозки детей есть ряд нюансов в зависимости от возраста (в том числе для грудничков), веса и роста ребенка, места посадки (на переднем сиденье или заднем). Но при соблюдении ПДД перевозить ребенка на переднем сиденье можно без ограничений по возрасту.
Как перевозить в машине новорожденного
Отдельного регламента для перевозки новорожденных (или детей возрастом до года) законом не предусмотрено. В этом случае необходимо руководствоваться общим правилом — «с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка».
Для перевозки новорожденных применяются специальные детские кресла — автолюльки. Они нужны для удобного и безопасного размещения ребенка в положении лежа — пока он еще не умеет сидеть. Автолюлька фиксируется к сиденьям автомобиля штатными ремнями безопасности или креплениями Isofix, а ребенка пристегивают к люльке ремнями удерживающего устройства.
При установке автолюльки на задние сиденья — удерживающее устройство ставится перпендикулярно или против направления движения автомобиля. При установке автолюльки на переднее сиденье — только против направления движения автомобиля (ребенок смотрит в салон, а не в лобовое стекло), при этом должна быть отключена передняя подушка безопасности (если такого функционала в автомобиле нет — автолюльку рекомендуется устанавливать на задние сиденья).
Способы расположения люльки носят рекомендательный характер и предложены с точки зрения безопасности, так как в российских законах это не разъясняется — в регламентирующих документах предлагают пользоваться руководством по эксплуатации удерживающих устройств. По современным европейским стандартам автолюльку разрешается устанавливать только против направления движения авто.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Раздел 22, пункт 22.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения».
Обычно в автолюльке перевозят детей возрастом до года, но если ребенку удобно и при этом безопасно (рост и вес не выходят из ограничений, указанных в руководстве по эксплуатации вашего устройства) — можно пользоваться и после года. С точки зрения закона ограничений по возрасту ребенка для перевозки в автолюльке нет.
Как перевозить детей возрастом до 7 лет
Способ перевозки в автомобиле детей возрастом до 7 лет однозначно регламентирован в новой редакции Правил дорожного движения:
Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX <*>, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Раздел 22, пункт 22.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения».
Согласно ПДД, перевозить детей до 7 лет нужно только с использованием детского удерживающего устройства безо всяких оговорок.
Как перевозить детей возрастом от 7 до 11 лет включительно
Перевозка детей этой возрастной группы регламентирована теми же постановлением и пунктом Правил дорожного движения Российской Федерации, что и для детей до 7 лет:
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Раздел 22, пункт 22.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения».
Как видно, для детей от 7 до 11 лет в ПДД есть оговорки. Так, дети этой возрастной группы могут перевозиться на задних сиденьях автомобиля без использования удерживающих устройств (в том числе бустера) с применением только штатных ремней безопасности. Но для этого должны соблюдаться условия по весу и росту ребенка: от 36 кг и от 150 см соответственно.
По европейским стандартам, ребенок с такими «характеристиками» подходит под нормы использования стандартных ремней безопасности. Но в российских ПДД отсылок к европейским стандартам нет, поэтому у инспектора ГИБДД может возникнуть вопрос, почему ребенок до 12 лет едет без удерживающего устройства.
На переднее сиденье это правило и вовсе не распространяется — при перевозке детей до 12 лет спереди требуется использовать удерживающее устройство независимо от габаритов ребенка.
Как перевозить детей возрастом от 12 лет
Для детей возрастом от 12 лет нет отдельного регламента — для них действуют общие правила перевозки людей в автомобиле. Это значит, что ребенок, как и взрослые, должен быть пристегнут ремнем безопасности, а использовать удерживающие устройства уже не обязательно.
По европейским стандартам, для полного отказа от удерживающих устройств вес и рост ребенка должны составлять 36 кг и 150 см соответственно — это необходимые условия для нормальной работы ремней безопасности, которые рассчитаны на габариты взрослого человека. В противном случае использовать их будет небезопасно. Так, из-за невысокого роста ребенка ремень может проходить в области шеи, а из-за низкого веса могут быть проблемы со срабатыванием преднатяжителя ремня безопасности.
В российских законах нет таких ограничений, поэтому начиная с 12 лет можно отказаться от детского кресла. Но, технически, ребенку невысокого роста будет безопаснее в бустере.
Где можно перевозить детей в автомобиле
В Правилах дорожного движения нет ограничений по месту расположения детского кресла. Перевозить детей, в том числе новорожденных, можно на переднем сиденье, сбоку или по центру заднего дивана, при условии соблюдения остальных правил. Запрет на перевозку детей спереди — миф, однако ребенок должен сидеть в детском удерживающем устройстве.
Поскольку ограничений по месту установки детского кресла нет — родители вправе самостоятельно решать, куда поставить устройство. По статистике, самое безопасное место в автомобиле — за водительским сиденьем. Но в этом случае за ребенком, возможно, будет неудобно ухаживать.
Какие детские удерживающие устройства можно использовать
В ПДД нет четких инструкций по поводу того, какие детские удерживающие устройства можно использовать для перевозки детей, авторы правил ограничились общей фразой «соответствующих весу и росту ребенка».
Но что это значит? Ранее в РФ действовал ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах», где содержатся разъяснения по конструкции, маркировке, качеству материалов и безопасности детских удерживающих устройств. Сам ГОСТ ссылался на другие стандарты, разработанные на основании Правил ЕЭК ООН №44-04 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах». Но с 2018 года ГОСТ Р 41.44-2005 отменили и никаких замен ему не вводилось.
Зато в действующем с 1 января 2015 года на территории Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения) техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 в приложении № 10, пункт 35, указаны требования к детским удерживающим устройствам — все те же Правила ЕЭК ООН №44-04.
В актуальной редакции Правил ЕЭК ООН №44-04 выделяется 5 весовых групп детских удерживающих устройств:
Группа удерживающего устройства | Вес ребенка | Примерный возраст ребенка* |
---|---|---|
Устройство группы 0 | 0-10 кг | 0-6 месяцев |
Устройство группы 0+ | 0-13 кг | 0-12 месяцев |
Устройство группы I | 9-18 кг | 1-4 года |
Устройство группы II | 15-25 кг | 3-7 лет |
Устройство группы III | 22-36 кг | 6-11 лет |
Вес ребенка в документе определен однозначно, а *примерный возраст в таблицу мы добавили в качестве справочной информации. На практике производители предлагают больше групп удерживающих устройств, чем указано в стандартах, за счет универсальных и трансформируемых моделей.
С точки зрения российских законов, родители вправе пользоваться любыми автокреслами, соответствующие европейскому стандарту ECE R44/04. Адаптеры и направляющие лямки, например, из стандарта исключили, признав их небезопасными.
Кстати, с 2013 года в Европе введен улучшенный стандарт безопасности детских кресел ECE 129 i-Size, который призван заменить ECE R44, но пока что оба документа действуют параллельно до окончательной отмены последнего. По новому стандарту, детей возрастом до 15 месяцев можно перевозить только против направления движения, крепления Isofix становятся обязательными, а методика тестирования безопасности детских кресел усложняется.
До скольких месяцев нужно пользоваться автолюлькой
Автолюльки относятся к первым двум группам удерживающих устройств (0 и 0+) и рассчитаны на детей весом до 10 и до 13 кг соответственно. Обычно такой вес дети набирают к 9-12 месяцем жизни. Пересаживать ребенка из автолюльки в детское кресло нужно в следующих случаях:
Со скольких лет можно использовать бустер
Бустер относится к последней группе удерживающих устройств (III) и предназначен для детей массой от 22 до 36 кг и возраста примерно 6-11 лет. В европейском стандарте ECE R44 регламентирован только вес ребенка для данной группы устройств — от 22 кг. Следовательно, ребенка с таким весом можно пересаживать в бустер независимо от возраста, так как в других удерживающих устройствах, скорее всего, ему будет уже неудобно.
С 12 лет ребенок может ездить без удерживающего устройства, в том числе бустера, пристегиваясь только стандартными ремнями безопасности.
Можно ли использовать адаптеры ремней безопасности
В судебной практике РФ известны случаи, когда Верховный суд отменил штрафы ГИБДД в отношении водителей, которые вместо детского автокресла использовали адаптеры ремней безопасности. Суд ссылался на ГОСТ Р 41.44-2005, согласно которому адаптер ремней безопасности подпадает под законное «частично удерживающие устройство». Штрафы отменили, однако данный ГОСТ уже не действует.
Зато действует 44-е правило ООН с поправками от 2016 года и на него, как мы уже писали, есть ссылка в техническом регламенте ТР ТС 018/2011. Согласно последним поправкам ООН, направляющие лямки и адаптеры не считаются детскими удерживающими устройствами.
Независимые тесты подтвердили небезопасность адаптеров (при аварии ребенок выскальзывает снизу под ремнем), однако производители этих изделий утверждали, что испытания проводились под влиянием конкурентов. Поправки в 44-е правило ООН окончательно поставили точку в этом вопросе, запретив использовать адаптеры.
Штрафы за нарушения правил перевозки детей
Водитель автомобиля отвечает за безопасность пассажиров, в том числе детей. За отсутствие детского кресла и другие нарушения правил перевозки пассажиров законом предусмотрена ответственность.
Перевозка детей до 12 лет без детского кресла, в несоответствующих весу и росту ребенка устройствах, с непристегнутыми креслами или детьми, является нарушением Правил дорожного движения и влечет наложение административного штрафа на водителя по КоАП РФ Статья 12.23, пункт 3 в размере:
Физическое лицо | Должностное лицо | Юридическое лицо |
---|---|---|
Штраф — 3000 рублей | Штраф — 25 000 рублей | Штраф — 100 000 рублей |
Также, согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения», запрещается оставлять в транспортном средстве на время стоянки ребенка младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица. За нарушение этого правила по КоАП РФ Статья 12.19 пункт 1 или 5 грозит:
В Москве или Санкт-Петербурге | В остальных регионах РФ |
---|---|
Предупреждение или штраф 2500 рублей | Предупреждение или штраф 500 рублей |
Но беспокоиться нужно о безопасности детей, а не о возможных штрафах. Качественное детское кресло, установленное по правилам и пристегнутый ребенок — зона ответственности родителей, а не государства.
На видео ниже — подборка краш-тестов с наглядными последствиями езды детей без автокресел и прочими нарушениями правил перевозки:
Важные тезисы
Читайте также в нашем журнале: