Volkswagen Golf 928 Artz

Volkswagen Golf 928 Artz: дикая табуретка без глушителя на «поршевских» стероидах

Редкий автолюбитель не признает на этой фотографии одного из мировых бестселлеров — Volkswagen Golf. Самые искушенные обратят внимание, что пропорции у нее не совсем «гольфовские», за что этот, не такой уж простой как кажется на первый взгляд автомобиль, может опрометчиво получить обидную характеристику «гаражный тюнинг-проект». Но не спешите вешать клеймо, к тюнингу эта машина не имеет никакого отношения — это штучно-серийный Volkswagen Golf 928 Artz с кузовом первого поколения. Таких должно было появиться 20 штук, но физическую форму обрела только половина из них.

Предыстория

Перед вами крайне редкий Volkswagen Golf 928 Artz полностью ручной сборки. Это один из проектов немецкого энтузиаста Гюнтера Артца, владельца фирмы Autohaus Nortstadt в Ганновере, специализирующейся на переделках автомобилей марок Volkswagen, Opel и Porsche. С конца 70-х по начало 80-х он успел нашуметь проектами вроде Beetle с двигателем 911 Carrera, Opel Kadett с генами Corvette и множеством других необычных автомобилей, и этот Golf 928 Artz был одним из них.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Авантюрный Volkswagen Golf 928 Artz в кругу энтузиастов называли Artz Golf. Этот автомобиль планировался как рекламный проект крупного дилерского центра VW и Audi в Ганновере, которым тогда руководил Гюнтер Артц. Если говорить современными автомобильными терминами, это ничто иное, как слипер — машина, которая внешне ничем не отличается от потока, зато под капотом или реже в багажнике, находится агрегат, который может дать фору суперкару, ну или как минимум спортивной машине среднего звена. Отсюда и прозвище «волк в овечьей шкуре».


Дизайн экстерьера и интерьера

Внешнее сходство Volkswagen Golf 928 Artz с первым поколением Golf Mk1 не означает, что детали были у последнего позаимствованы. На деле это полностью новый автомобиль, который фактически был построен вокруг комплектного шасси, трансмиссии и восьмицилиндрового мотора от Porsche 928, включая всю электрику. Условно это и есть Porsche 928 в модифицированном «гольфовском» оперении ставшего культовым кузова VW Type 17. Оставшиеся детали от разобранных «порш» не пылились — Артц, будучи человек предприимчивым, продавал их кузовным ателье.

Porsche 928
Porsche 928

Стоит отметить поразительное умение Гюнтера Артца модифицировать кузова автомобилей не только не утратив оригинальный стиль, но и привнеся нечто свое. Увеличенный Golf 928 действительно смотрится впечатляюще. а на сколько он шире шедевра Джорджетто Джуджаро можно понять, только если поставить их рядом. Визуально сложно поверить, что такой эффект создают всего 22 дополнительных сантиметра ширины, необходимых для инсталляции «поршевской восьмерки».

Volkswagen Golf 928 Artz и Golf Mk1
Volkswagen Golf 928 Artz и Golf Mk1

Но на этим модификации кузова не ограничились — машину также пришлось удлинить, на те же 22 сантиметра. Силовые элементы кузова были полностью переделаны, колесная база увеличилась на 102 мм, клиренс уменьшился, а высота осталась прежней. Тем не менее, на фото Golf Artz выше обычного Golf — из-за колес большего размера у первого. Фирменные алюминиевые диски, именуемые «телефонами», (речь идет об архаичных «стационарниках», а не смартфонах, прим. редакции для рожденных в этом тысячелетии) тоже взяли от Porshe 928, а вот эмблемы заменили на Volkswagen.

От кузова обычного Golf остались только двери и некоторые боковые панели. Все остальные недостающие детали делались под заказ. Стоило это недешево — одно лишь ветровое стекло обходилось в 3 500 долларов, как заявлял сам господин Артц в многочисленных интервью автомобильным журналам того времени.

VW Golf 928 Artz
VW Golf 928 Artz, вырезки из журнала Excellence (2000)

Салон в Golf 928 Artz целиком перекочевал от донора. Пара складывающихся ковшеобразных сидений сзади, помимо возможности сделать ровный пол, обеспечивала больше пространства для ног, чем в Porsche 928. В списке удобств Golf 928 Artz были электрические стеклоподъемники, электролюк, центральный замок и кондиционер. Но такой комфорт-пакет был доступен не на всех выпущенных «овечках» — есть множество фотографий, например, без люка. Бонусом «гольфовского» кузова стала улучшенная обзорность за счет большого лобового стекла и узких стоек.

Сиденья в «Гольфе» Артца были установлены на консоли — иначе водитель сидел бы слишком низко в салоне.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Двигатели Volkswagen Golf 928 Artz

По поводу моторной гаммы редкого Golf 928 Artz есть разночтения до сих пор. Достоверно известно, что под капотом первого экземпляра Volkswagen Golf 928 Artz, выпущенного в 1979 году, располагался стандартный восьмицилиндровый шестнадцатиклапанный двигатель объемом 4.5 литра (4474 см3) от Porsche 928, который выдавал 240 лошадиных сил мощности и 363 Нм крутящего момента. Коробка передач — пятиступенчатая «механика».

С таким мотором было собрано три Artz Golf, а вот с «механикой» только две. Все последующие шли на четырехступенчатом «автомате», других вариантов трансмиссий у Porsche 928 не было.

Под капотом Volkswagen Golf 928 Artz
Под капотом Volkswagen Golf 928 Artz

Позже, в том же 1979 году, в интервью журналу Road & Track Гюнтер Артц заявил, что собирается вместо 240-сильного 4,5 поставить 300-сильный двигатель от Porsche 928 S. С такой мощностью в моторной гамме Porsche 928 тогда был только двигатель объемом 4.7 литра (4664 см3), который и для компании Porsche был долгожданным, потому что иметь спортивную машину мощностью 240 л.с. было уже не очень модно.

Позднее немецкая марка будет еще не раз увеличивать объем и мощность устанавливаемых на 928-й двигателей, но к герою этого репортажа это уже не будет иметь никакого отношения.

Однако в некоторых автомобильных журналах тех лет сообщалось о пятилитровом моторе мощностью 300 л.с. под капотом Golf 928 Artz. Двигатель с таким объемом у Porsche 928 появился только в 1986 году, мощность у него была 310-320 л.с. (в зависимости от модификации), а клапанов — по четыре на цилиндр.

Способности красноречия у Артца не отнять, но машины времени у него не было. Возможно, Артц, зная планы Porsche по установке еще более мощного двигателя под капот Porsche 928, позаботился о расточке блока цилиндров и форсировке сам. Доказательств тому нет, но некоторые эксперименты с силовой установкой точно проводились.

Достоверно известно, что один из Golf 928 Artz был построен специально для автогонщика Луи Крагеса — друга Гюнтера Артца. Выступал Крагес в гонках под псевдонимом Джон Винтер и даже выиграл Ле-Ман в 1985 году с Клаусом Людвигом и Паоло Барилла на Joest-Porsche 956. По просьбе гонщика мотор был модифицирован до соответствия спецификациям Porsche 928 S, также были обновлены трансмиссия и тормоза.

Тем не менее, на обложках журналов чаще упоминался именно мотор объемом 4.5 литра:

Обложка журнала Autobild 1979 года с Golf 928 Artz
Обложка журнала Autobild 1979 года с Golf 928 Artz

Но и 240 «лошадок» в 1979 году было не мало, особенно для полуторатонной машины. Даже по современным меркам это хороший показатель, а что было говорить тогда, когда народ привыкший к 50-сильным «гольфам» с мотором 1.1 литра видел в том же кузове эту «ракету»? Трудно представить это удивление.

Насколько Golf 928 Artz был резвый и громкий можно увидеть на этом видео, снятом, к сожалению, на квадратный кирпич:


Технические характеристики

Как ни странно, но волк в овечьей шкуре оказался быстрее донора — максимальная скорость VW Golf 982 Artz составляла 233 км/ч (это было доказано дорожными тестами на предоставленном компанией Volkswagen треке), тогда как Porsche 928 с аналогичным мотором мог разогнаться только до 229 км/ч. Говорили, что это связано с более низким коэффициентом лобового сопротивления кузова Golf Mk1.

При этом разработка господина Артца весила на без малого 70 килограмм больше. Возможно, из-за лишнего веса Artz Golf проигрывал Porsche 928 в разгоне с 0 до 100 км/ч — «овечка» делала это за 7,6, а ее донор — на одну десятку быстрее.

ХарактеристикаPorsche 928Golf 982 Artz (4.5l)Golf 982 Artz (4.7l)Golf (1.1l)
Количество цилиндров8884
Количество клапанов1616168
Объем двигателя, л4,54,54,71,1
Мощность, л.с.24024030050
Крутящий момент, Нм36336338579
Приводпереднийпереднийпереднийпередний
Коробка передач5МКПП/4АКПП5МКПП/4АКПП4АКПП4МКПП
Макс. скорость, км/ч229233270140
Разгон 0-100 км/ч, сек7,57,66.616,8
Коэфф. лоб. сопрот., Cx0,380,340,340.34
Снаряженная масса, кг145115201590750
Колесная база, мм2502250225022400
Длина/ширина/высота, мм4480/1836/13134028/1821/13134028/1821/13133820/1610/1410

Цена Volkswagen Golf 928 Artz

Публично цена Volkswagen Golf 928 Artz не раскрывалась, Гюнтер Артц приглашал заинтересованных в покупке обсудить цену за бокалом хорошего вина. Но энтузиаст не скрывал, что «чек будет значительным», а взамен покупателю обещал «лучшее время в вашей жизни». Также в некоторых журналах фигурировала фраза «если вы спрашиваете цену, значит не можете себе это позволить».

В итоге шесть редких Golf 928 Artz были проданы в Германии, два в Австрии и по одному во Франции и Швейцарии. Два были заказаны с пятиступенчатой ​​механической коробкой передач, остальные восемь — с «автоматом».

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

По неофициальным данным, Golf 928 Artz в 1980 году продавался за 180 000 немецких марок, тогда как его донора — Porsche 928 — можно было купить за 54 000 немецких марок.


Заключение

Проекту Volkswagen Golf 928 Artz не суждено было стать долгоиграющим да, впрочем, он таким и не задумывался. Даже второй десяток «овечек» не удалось выпустить по ряду причин. Во-первых цена, которая явно была космической для авантюрного проекта. Во-вторых, Volkswagen не проявлял активности в одобрении выпуска следующей партии, а без «крыла» концерна сложные европейские правила регистрации было не пройти.

Дорожные испытания того времени показали, что управлялся Golf 928 Artz ужасно и был чрезмерно громким — виной последнему выхлопная система без каталитического нейтрализатора и глушителя. Зато в легкости срыва всех колес в управляемый занос ему почти не было равных, а то, как стартуют эта черная «табуретка» с места — не оставляло равнодушным никого.

Интересно, но фирма Autohaus Nortstadt существует до сих пор и по-прежнему занимается продажам автомобилей, вот только уже без генерации уникальных проектов, запоминающихся на века. Там давно поменялось руководство, да и время сейчас другое.

Вам также могут быть интересны наши материалы:
Peugeot 308
Хэтчбек Peugeot 308 третьего поколения официально представлен

Современный дизайн, новый логотип Peugeot, гибридные версии, улучшенные технологии и комфорт. Внешне это полностью новый автомобиль. Дизайн выполнен в современном Далее...

Toyota GR Yaris
Toyota GR Yaris оказался хорош в «лосином тесте»

Компактный полноприводный хот-хэтч показал высокий уровень способностей в экстремальном маневрировании. Испанское издание km77.ru опубликовало результаты нового "лосиного теста" - на Далее...

Mini Cooper 5 Doors
Все автомобили Mini стали дороже в России

Британская марка подняла цены на все четыре хэтчбека, доступных на нашем рынке. Изменение цен отследили специалисты портала DR1VER.RU в процессе Далее...

Audi A3 Sportback S-Line
Audi A3 Sportback слаб в тесте на маневренность: возможно, из-за резины

Немецкая пятидверка не показала ничего выдающегося в "лосином тесте". Испанское издание km77.ru проверило маневренность Audi A3 Sportback в "тесте на Далее...