У Nissan Skyline десятого поколения в кузове R34 разнообразная история и немало регалий несмотря на короткий цикл производства и ограниченный тираж – за четыре года производства (c 1998 по 2002 годы) было выпущено 67 262 таких автомобиля (включая GT-R модификации). Этот спорткар на свое время и в “стоке” обладал выдающимися характеристиками, а с некоторыми доработками его и вовсе можно было превратиться в “монстра” драг-рейсинга. Но при большом желании и “малолитражку” можно “надуть” до невероятных значений, однако такие проекты обычно быстро забываются, чего не скажешь о “Скайлайне”. Так чем же уникален и за что Skyline R34 так полюбили, что и спустя двадцать лет после окончания серийного производства он остается известной и почитаемой машиной? Давайте разбираться! Спойлер: тюнинг здесь не при чем.
Безусловно, больше других фанатам полюбилась версия GT-R. Этот пятый и последний Skyline GT-R (начиная с 35 кузова “Скайлайн” из названия убрали) мог показать впечатляющее время круга несмотря на очевидную нехватку мощности (почему так происходило мы позже объясним). При этом родной двигатель RB26DETT был еще и эластичен для различной глубины вмешательств тюнинговых ателье. И такая его отзывчивость не прошла бесследно.
Nissan Skyline R34 стал одним из первых автомобилей, маркетологи которого активно продвигали модель “специальных серий”. У него были особые выпуски Nismo, V- и M-spec, R-tune, Z-tune, Nur и множество других. R34 можно было встретить и в гонках, и соревнованиях по дрифту, и в знаменитых фильмах и компьютерных играх. Для многих он стал иконой стиля, а журналисты наперебой воспевали о нем оды в конце прошлого начале этого тысячелетия. Этот спортивный автомобиль за свою короткую жизнь неплохо нашумел, поэтому давайте познакомимся с ним поближе.
Дизайн
Начнем с обычной версии. По сравнению с предшественником – Skyline R33 – дизайн экстерьера десятого поколения эволюционировал в сторону более агрессивного и спортивного внешнего вида и улучшения аэродинамики. В угоду последнему на днище устанавливались пластиковые зашивки (визитная карточка современных суперкаров) – спереди снизу они закрывали моторный отсек и шасси. сзади – элементы подвески и системы выхлопа.
Формы навесных кузовных панелей новоиспеченного R34 стали более угловатыми, фары расширились вверх по направлению к крыльям, габариты автомобиля немного уменьшились. Так, кузов купе укоротили до 4 580 мм (минус 60 мм по сравнению с R33), а седана – до 4 705 мм (минус 15 мм). Зато ширина купе стала слегка больше – 1 725 мм (плюс 5 мм), а седан “подрос” до 1375 мм (плюс 15 мм). Остальные размеры остались прежними.
Фирменные круглые фонари тоже претерпели изменения. Если раньше две отдельные секции были одинакового размера, то теперь крайние стали больше. Фонари заднего хода перенесли в задний бампер (ранее они находились под блоком фонарей).
В салоне “тридцать четвертого” широко применялась черного цвета кожа с контрастной красной строчкой, спереди – массивные “ковши” с развитой боковой поддержкой. на центральной консоли – монитор, который в то время был элементом роскоши. но сегодня больше напоминает радио из бабушкиного серванта. Вместо дисплея также могла быть пустота или “колодцы” датчиков – зависит от модификации автомобиля.
Дисплей был не как сейчас центром мультимедиа, а использовался для отображения информации с датчиков давления турбокомпрессоров, температуры масла, показывал величину бокового ускорения, время круга и так далее. Для водителя спортивного автомобиля такой набор “виджетов” был маленьким чудом, а дизайн и качество дисплея здесь уже величина вторичная, тем более если не забывать, что автомобиль начали выпускать в 1998 году.
На премию за дизайн Nissan Skyline R34 не претендовал, его разработчики преследовали иные цели – простоту и функциональность. Ну а светящаяся множеством разноцветных светодиодов магнитола тогда было нормой, хотя сейчас больше вызывает ностальгию по провинциальным дискотекам конца двухтысячных. В плане простора спереди было достаточно места, сзади поменьше, обзорность хорошая, но картинку через стекло заднего вида немного портит спойлер, который делит её пополам.
Самым красивым и агрессивным в плане дизайна в семействе был Skyline GT-R, доступный только в кузове купе – передний бампер с большими воздухозаборниками и сплиттером, массивный спойлер, большие колёса – все говорило о злом характере “двухдверки”. Умельцы бывало кастомизировали седана под стать купе, но это уже совсем другая история.
Модификации и технические характеристики
Производство десятого поколения Nissan Skyline стартовало в мае 1998 года. Первоначально было доступно три версии: HR34, ER34, ENR34. В сентябре того же года к семейству присоединилась самая мощная модификация BNR34, более известная как GTR. Она же была наиболее почитаемой и выпускалась дольше всех – до августа 2002 года, тогда как все остальные версии сняли с производства еще в июне 2001 года.
Версии Nissan Skyline R34:
Версия | Кузов | Мотор | КПП | Привод | Произведено |
HR34 | Седан/купе | 2.0 атмо | 4АКПП/5МКПП | Задний | 14 937 шт |
ER34 | Седан/купе | 2.5 турбо/атмо | 4АКПП/5МКПП | Задний | 37 339 шт |
ENR34 | Седан/купе | 2.5 атмо | 4АКПП/5МКПП | Полный | 3 408 шт |
BNR34 (GT-R) | Купе | 2.6 турбо | 6МКПП | Полный | 11 578 шт |
Несмотря на довольно скромный тираж, у Nissan Skyline R34 существовало множество версий, в которых может запутаться даже преданный фанат этой модели. Мы выделили основные модификации, ориентируясь по двигателям. Также в таблицу ниже попали две заводские тюнинг-версии от ниссановского подразделения Nismo (R-tune и Z-tune), которые были построены на базе переделанных двигателей RB26DETT объемом 2.6 литра от GT-R спецификации.
Модификации Nissan Skyline десятого поколения представлены в таблице:
Модели | Двигатель | Объем | Мощность/момент | 0-100 км/ч | Наддув |
GT | B20DE NEO | 2.0 л. | 155 л.с. / 186 Нм | нет | |
25GT, GT-X, GT-V | B25DE NEO | 2.5 л. | 200 л.с. / 255 Нм | нет | |
GT-FOUR | B25DE NEO | 2.5 л. | 200 л.с. / 255 Нм | нет | |
GT-T | RB25DET NEO | 2.5 л. | 280 л.с. / 343 Нм | 5,1 сек | турбо |
GT-R | RB26DETT | 2.6 л. | 280 л.с. / 392 Нм | 4,8 сек | твин-турбо |
GT-R NISMO R-tune | RB26DETT (тюнинг) | 2.6 л. | 400 л.с. | твин-турбо | |
GT-R NISMO Z-tune | RB26DETT (тюнинг) | 2.8 л. | 500 л.с. / 540 Нм | твин-турбо |
Интересен тот факт, что заводской вариант двигателя RB26DETT на тестах демонстрировал 330 “лошадок”, что аж на 50 л.с. больше заявленных производителем. Причиной такой разницы в показаниях считается негласный договор японских производителей не делать автомобили мощнее 280 л.с. Само собой в Nissan не признавали наличие 50 “лошадей” сверху, поэтому будем полагать, что они естественным образом размножались на корабле во время транспортировки из Японии.
Технические характеристики Nissan Skyline GT-R 2.6 Twin Turbo MT 4WD:
Расход топлива в смешанном цикле | 12.3 л на 100 км |
Объём топливного бака | 65 л |
Рекомендуемое топливо | АИ-95 |
Объём двигателя | 2 568 см3 |
Мощность двигателя | 280 л.с. (при 6 800 об/мин) |
Максимальный крутящий момент | 392 Нм (при 4400 об/мин) |
Тип двигателя | Бензиновый |
Конфигурация двигателя | Рядный |
Тип впуска | Распределенный впрыск |
Тип наддува | Битурбо |
Наличие интеркулера | Есть |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Диаметр цилиндра | 86 мм |
Ход поршня | 73 мм |
Коробка передач | Механика, 6 ст. |
Привод | Полный |
Диаметр разворота | 11.2 м |
Количество мест | 4 |
Длина x Ширина x Высота | 4 600 x 1 785 x 1 360 мм |
Колёсная база | 2 665 мм |
Колея передних / задних колёс | 1 480 / 1 490 мм |
Дорожный просвет | 145 мм |
Снаряженная масса | 1 540 кг |
Передняя / задняя подвеска | Независимая, Многорычажная |
Передние / задние тормоза | Дисковые вентилируемые |
Тюнинг-ателье тогда уже имели опыт настроек Skyline в спецификации GT-R в 32 и 33 кузовах и прекрасно знали. что стоковый 24-клапанный RB26DETT с чугунным блоком цилиндров можно было “раскачать” до 400 лошадиных сил простой настройкой программного обеспечения, а 500 “лошадок” снимались легкими доработками двигателя. Более глубокие доработки в том числе с кованной поршневой позволяли добиться отдачи в 800 – 1000 л.с.
Кстати, у двигателя RB26DETT есть редкая особенность – наличие шести дроссельных заслонок вместо традиционной одной. Что касается наддува, то передняя турбина нагнетает воздух в цилиндры 1-3, задняя – в цилиндры 4-6. Оба нагнетателя укомплектованы вестгейт в горячей части. Помимо серий Skyline R32, R33 и R34 мотор RB26DETT устанавливался под капот Nissan Stagea 260RS.
Управление и подвеска
Разнообразие версий Nissan Skyline R34 не дает возможности усреднённо описать этот автомобиль, поскольку все модели в зависимости от модификации и даже от рынка сбыта сильно отличались по мощности, настройкам шасси и управляемости. И если с двухлитровым двигателем B20DE NEO мощностью 155 л.с. “Скайлайн” по сути является обычной гражданской машиной, то с топовым RB26DETT мощностью 280 “лошадок” это уже совершенно иной автомобиль, хотя и не такой быстрый по современным меркам – с 0 до 100 км/ч стоковый вариант разгоняется за 5.1 секунды.
Мощные версии “Скайлайна” в 34 кузове отличались жесткой подвеской, хорошим откликом двигателя на нажатие на педаль газа, двигатель RB26DETT плавно набирает обороты и “крутится” вплоть до красной зоны, при этом нет явного ощущения турбо-ям несмотря на наличие пары керамических турбин. Шасси Nissan Skyline R34 хорошо настроено, большинство их тех, кто на нем ездил, отмечают прямолинейное движение на различных поверхностях, не требующее постоянных подруливаний. Задняя ось не “плавает”, хотя последнее зависит от предпочтений водителя – при желании сорвать “задок” в занос, особенно в дождь, не составит больших проблем.
В салоне нет лишних “свистелок”, кнопок запуска двигателя и полного электропакета, зато есть идеального размера и толщины руль, ковшеобразные сиденья и короткоходный рычаг переключения передач как подтверждения “заряженного” характера автомобиля. В некоторых версиях отсутствует кондиционер (экономия веса, сами понимаете), в других (например, в модификации V-spec для Великобритании), установлено аж три дополнительных маслоохладителя для продолжительной работы на высоких скоростях, активный задний дифференциал и еще более жесткая подвеска по сравнению со стандартной, которая и без того не славится мягкостью.
Шестиступенчатая коробка передач Getrag переключается четко и быстро, сцепление становится легким после обкатки, на шоссе “Скайлайн” чувствует себя как на рельсах. Последнее в том числе заслуга интеллектуальной полноприводной системы с зубодробительным названием ATTESA E-TS Pro и полноуправляемого шасси HICAS с подруливающими задними колесами.
Упоминания в фильмах и играх
Nissan Skyline десятого поколения получил невероятную популярность в виртуальной игровой индустрии. По статистике IGCD Skyline в кузове R34 присутствует в 474 компьютерных играх (по состоянию на май 2022 года), занимая пятое место в рейтинге среди всех других автомобилей. Из реальных моделей конкуренцию ему составляют только Ford Mustang первого поколения (474 упоминания в играх и четвертое место) и Ford Crown Victoria второго поколения (706 упоминаний и второе место). Первое и третье место в общемировом рейтинге самых используемых в компьютерных играх автомобилей занимают виртуальные модели, придуманные специально для игр.
Из наиболее известных компьютерных игр, в которых присутствует Skyline R34, можно выделить гоночные Gran Turismo, Fast & Furious, Forza Horizon 4, серии Need For Speed (NFS) и автосимулятор BeamNG.drive.
В киноиндустрии, безусловно, самыми успешными проектами, в которых участвовал Nissan Skyline R34 стали фильмы “Форсаж-2” и “Форсаж-4”. Во втором “Форсаже” серебристо-синий Skyline GT-R для участия в гонках купил Брайан О’Коннер, персонаж актера Пола Уокера. После съемок этот автомобиль ему подарили. В четвертом “Форсаже” тоже использовался Skyline GT-R R34, но с доработанным до отдачи в 550 л.с. двигателем RB26DETT.
Только по официальной и неполной статистике кинотеатров во время премьерных показов “Форсаж-2” посмотрели более 32 миллионов зрителей, а “Форсаж-4” – примерно 40 миллионов. Прибавьте сюда просмотры пиратских копий, неучтенную статистику, продажи дисков, просмотры онлайн и вспомните, как давно эти фильмы были выпущены (2003 и 2009 годы соответственно), то станет очевидно, что это довольно редкая машина сумела обрести большую известность.
Цены сейчас
Помимо редкости двадцатилетнего автомобиля дополнительных сложностей для покупки такого авто в России прибавляет отсутствие заводских европейских версий Nissan Skyline R34. Как следствие – завод выпускал только праворульные “Скайлайны”, а левый руль – исключительно кастомных рук дело. Да, такие экземпляры в природе существуют, но вряд ли их возможно купить за адекватные деньги, поскольку такого рода переделки требуют помимо баснословных денежных вливаний, так еще и работ специалистов уровня “бог”. Недостающие детали (а их немало) заимствуются с других моделей Nissan, при этом требуют доработок и все равно частью функционала приходится жертвовать. Более подробно о том, как сделать левый руль на Nissan Skyline R34, можно прочитать в репортаже на портале Drom.ru.
Таким образом, в России довольствоваться можно только “тридцать четвертыми” с правым рулем. Таких (на момент подготовки материала) на одной из популярных российских площадок для продажи подержанных автомобилей нашлось 18 штук в различном состоянии “убитости” и с чрезвычайно широкой ценовой вилкой. Самый доступный вариант Nissan Skyline с двигателем 2.5 на 200 “лошадок” (B25DE NEO) и пятиступенчатой “механикой” отдают за 280 000 рублей.
В описании значится следующее (орфография и пунктуация сохранены):
“Машина не с салона, после ДТП в переднюю правую сторону надо менять капот , крыло и лобовое . Было произведено в этом году замена сцепления с керамики на органику , замена подшипников и сальников МКПП, сальников клапанов, замена жидкостей. Перед Новым годом было нападение бобров на мой кузов , но вовремя отбились от них, отделались легкими дырочками. Много можно рассказывать но всего не напишешь. Торг перед задней правой дверью”,
комментарий продавца
Самая высокая цена на Nissan Skyline R34 на “барахолках” – 3 200 000 рублей (это дороже любого нового автомобиля марки Nissan из доступных в России). Здесь уже тот самый 2,6 на 280 “лошадок” (RB26DETT). механическая коробка передач Getrag, однако привод указан задний, что говорит о том, что либо это не чистокровный GT-R, а некая переделка, или же с годами у него отпал полный привод.
Продавец в описании лота заявляет следующее:
“Один владелец , вся в родной краске ! Цена обсуждаемая!”,
комментарий продавца
Так что купить “Скайлайн” в России можно, вопрос лишь в выборе пути – возрождать “мертвеца” или сразу расстаться с тремя миллионами “деревянных”. Но для настоящих фанатов ценность представляют только максимально близкие к заводскому состоянию экспонаты, а как найти такой в России – загадка (это вам не Ленин).
Что касается особых экземпляров, то, например, Nissan Skyline R34 GT-R, который снимался в “Форсаж-2” и “Форсаж-4” и был подарен после съемок второй части Полу Уокеру, в 2014 году (через год после гибели актера в автокатастрофе) оценивался в 750 000 – 5 000 000 евро. Реальная цена продажи и дальнейшая судьба автомобиля неизвестна.
Заключение
Легендами так просто не становятся и всеобщая любовь не может быть случайностью. Жаль, что начиная с кузова R35 Nissan Skyline превратился в отпрыска Infiniti в угоду американским покупателям, утратив былой шарм и чистокровность. Но все хорошее когда-то кончается, зато память о лучших остается вне времени. Для разных людей этот автомобиль стал заветной мечтой, катализатором ностальгии, иконой стиля, образцом для подражания, а может и всем одновременно. И, наверное, этим и объясняется его популярность.
Поклонникам JDM, кстати, предлагаем почитать наш репортаж про универсал Toyota Mark II Wagon Qualis – на нем, конечно, не “подрифтишь”, да и актером он никогда не был, зато пригодится в путешествиях, семейной жизни и хозяйстве.
Читайте также в нашем журнале: