Электромобиль Кама-1

Электромобиль Кама-1: все что известно о российской «трехдверке» на батарейках

10 декабря на VII ежегодной национальной выставке «Вузпромэкспо-2020» состоялась премьера прототипа российского электромобиля «Кама-1», который имеет хоть и отдаленное, но вполне кровное родство с отечественной «Окой». Новинку представили как бюджетный отечественный электрический ситикар с уклоном на применение в каршеринге. В этом материале мы собрали всю доступную информацию об этом электромобиле, разобрались, откуда он появился и порассуждали о том, что с ним будут дальше.

1.
Заказчики и разработчики

Разработка российского электромобиля Кама-1 велась в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» в виде проекта «Создание «Умного» Цифрового Двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня».

Разработку конструкции и проработку технических моментов «повесили» на плечи Инжинирингового центра (CompMechLab) СПбПУ — это одно из подразделений Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии». На разработку дали два года — с 20 декабря 2018 года по 31 декабря 2020 года. Чтобы решить эту задачу, университетом была применена собственная технология создания и применения цифровых двойников (Digital Twins) — она подразумевает виртуальное проектирование, моделирование и испытания будущего электромобиля. В СПбПУ очень гордятся этой системой и, собственно, большинство выводов о возможностях Кама-1 основаны на виртуальных тестах. И в этом нам видится проблема.

Прототип российского электромобиля Кама-1
Прототип российского электромобиля Кама-1

Заказчиком проекта по разработке Кама-1 выступил ПАО «КАМАЗ», который также предоставил технологии системы помощи водителю ADAS 3-4 уровня по классификации SAE. Деньги на реализацию проекта выделило Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобранауки России), которое, в свою очередь, получило их из федерального бюджета РФ (читай: из средств налогоплательщиков) в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

По официальным данным, освоен весь планируемый бюджет в 210 миллионов рублей, из которых 150 млн принадлежали Министерству образования РФ и 60 млн инвестировал КАМАЗ. Результатом финансирования стал единственный физический прототип электромобиля, который далек от товарной версии. Но об этом ниже.

2.
Особенности конструкции электромобиля

Электромобиль Кама-1 относится к сегменту особо малых автомобилей А-класса, кузов представлен в форм-факторе «трехдверного» хэтчбека. Пожалуй, главной особенностью будущего российского электромобиля являются его родство с известной отечественной малолитражкой «Ока», которая, помимо основного названия, также имела обозначения Астро, Тойма (фургон), Гном (пикап) и Кама. Как видно, исторические корни электрического наследника «Оки» скрывать не стали и даже позаимствовали одно из её прежних названий.

В основе электромобиля лежит специально разработанная безрамная платформа, на базе которой планируется разработка целого семейства электромобилей, в том числе пятидверный хэтчбек и кроссовер. Наружные панели автомобиля пластиковые, крепятся на трубчатый каркас. Разработчики считают, что автомобиль пройдет краш-тесты.

Конструкция Кама-1
Конструкция Кама-1

В серийную версию Кама-1 планируется ставить две подушки безопасности, водительская будет находиться на потолке, так как стандартное место на рулевой колонке занято монитором приборной панели. В этом создатели машины тоже не видят проблемы. Зато будут системы ESP и ABS.

Прототип Кама-1 соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) — такие выводы разработчики автомобиля сделали по итогам виртуальных тестов. Фактических испытаний электромобиль на момент дебюта не проходил, да и не мог — собран всего один прототип с особенностями премьерного автомобиля, первоочередная задача которого впечатлить, а не функционировать. По похожему сценарию развивались события с отечественным суперкаром Marussia — тогда тоже на премьеры возили прототипы, а с физическими образцами была масса технических проблем, которые по ходу дела решались кустарными методами.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Ключевые фигуры, участвовавшие в разработке прототипа электромобиля Кама-1:

  • Руководитель проекта: профессор Боровков Алексей Иванович (проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ (ИЦ «ЦКИ», CompMechLab), лидер-руководитель рабочей группы «Технет» НТИ);
  • Главный конструктор: Клявин Олег Игоревич (заместитель руководителя Центра НТИ СПбПу);
  • Научный руководитель работ: Болдырев Юрий Яковлевич (ведущий научный сотрудник ИЦ «ЦКИ» СПбПУ);
  • Технический руководитель работ: Тарасов Алексей Владимирович (ведущий инженер ИЦ «ЦКИ» СПбПУ).
Конструкция Кама-1
Конструкция Кама-1

В процессе разработки Кама-1, по официальным данным, получено 79 новых научных и научно-технических результатов. В их числе:

  • Несколько промышленных образцов («Малогабаритный городской электромобиль», «Светодиодная фара электромобиля» и «Панель приборов автомобиля со скрытым блоком индикаторов»);
  • Программа для автоматизированного поиска оптимального внутреннего сечения переднего лонжерона кузова с точки зрения показателей пассивной безопасности автомобиля при фронтальном ударе;
  • Программа для обработки результатов расчетных проверок провисания двери автомобиля;
  • Программа для автоматизированной обработки результатов расчетных проверок низкоскоростных ударов в заднюю часть автомобиля.

3.
Технические характеристики Кама-1

Характеристики заявлены разработчиками Кама-1 и в большей степени относятся к прототипу и являются расчетными, а не фактическими данными. Из реальных испытаний известно только о проверке запаса хода на полигоне и в идеальных условиях. Разработчики не скрывают, что характеристики товарной версии могут сильно отличаться (в том числе габаритно-массовые параметры).

Запас ходадо 250 км
Аккумулятор33 кВт*ч
Максимальная скорость150 км/ч
Разгон с 0 км/ч до 60 км/ч3,2 сек
Разгон с 0 км/ч до 100 км/ч6,7 сек
Электродвигатель (RWD)80 кВт (160 кВт кратковременно на 20 сек)
Приводзадний (RWD)
Тип ячеек аккумуляторалитий-ионный аккумулятор (LiNMc)
Время заряда (обычный режим / быстрый)6 часов / 2.5 часа
Габариты (длина/ширина/высота)3400/1700/1550 мм
Клиренс (дорожный просвет)160 мм
Колесная база2 100 мм
Колея1 500 мм
Масса1 300 кг
Схема посадки2+2
Тип подвески (перед/зад)MacPherson / Multilink
Размерность шин195/55 R16
Система помощи водителю (ADAS)3-4 уровень

Со слов одного из разработчиков автомобиля, «батарейка» большего размера не поместится физически. Дальнейшее увеличение ёмкости зависит от развития технологий. Ячейки NMC тяговой батареи и мотор-редуктор китайского производства.

4.
Дизайн экстерьера Кама-1

Разработка дизайна Кама-1 тоже дело рук Санкт-Петербургского политеха (СПбПУ). К премьерному варианту пришли не сразу. В августе 2020 года в базе Роспатента появились изображения будущего Кама-1 за авторством СПбПУ. Этот вариант слегка отличается от представленного позже прототипа.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

В сентябре 2020 года пресс-служба КАМАЗ опубликовала первое «живое» изображение электромобиля, сообщив о его совместной разработке с Санкт-Петербургским политехом (СПбПУ). Дизайн был несколько изменен.

Электромобиль КАМАЗ
Одна из версий дизайна электромобиля разработки КАМАЗ и СПбПУ

И, наконец, финальный и наиболее проработанный вариант прототипа показали во время премьеры электромобиля на выставке «Вузпромэкспо-2020».

Электромобиль Кама-1
Электромобиль Кама-1

Стоит отметить, что дизайн получился удачным и современным. Массивные бамперы, расширенные колесные арки, узкая светодиодная оптика, большие колеса с внушительным вылетом и высокий клиренс — все вместе создает интересный образ, несмотря на особенности пропорций кузова. Но до серийной сборки в таком виде Кама-1 не доберется (будет хуже).

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

5.
Дизайн салона Кама-1 и оборудование

В салоне электромобиля есть проекционный дисплей, в переднюю панель встроена беспроводная зарядка для смартфонов с захватом для них же. Переключение передач производится шайбой. Дисплей приборной панели и одновременно системы мультимедиа находится неподвижно на рулевой колонке. Из-за такого нестандартного решения подушку безопасности водителя планируют устанавливать в потолок (навряд ли это плюс для безопасности). В Сети на этот счет уже шутят — вместо подушки предлагают выводить на монитор изображение иконы.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Передние кресла — «спортивные» ковши с электрорегулировками спереди, сзади — цельный диван для двух пассажиров, однако кроме детей там никто не поместится — взрослому человеку там точно делать нечего. Обратите внимание на оставшееся расстояние для ног пассажира за водительским креслом:

Салон Кама-1
Салон Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru

6.
Нюансы и сомнения

Помимо тесного салона еще один минус длины кузова в 3400 мм — багажник «для галочки» — туда поместятся разве что пара дорожных сумок или пакетов из продуктового. Ну и кабель зарядки, само собой. Под капотом, как например у Tesla, дополнительного багажника тоже нет — там у Кама-1 пусковой аккумулятор, вакуумный усилитель тормозов и так далее — все выглядит почти как у обычного переднеприводного автомобиля.

Кама-1
Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru

У Кама-1 есть два порта зарядки — Type 2 (Mennekes) — распространенный на Старом континенте (он используется в европейских версия Tesla, а также в Hyundai Ioniq, Kia Soul EV и других), и порт для быстрой зарядки. Но как заряжать автомобиль непонятно — в России инфраструктура зарядных станций для электромобилей находится в зачаточном состоянии. С учетом скромного запаса хода в 250 км (в лучшем случае) вариантов для путешествий не так много.

Кама-1
Кама-1 / фото Иван Петров / drom.ru

Есть вопросы и по температурному диапазону эксплуатации электромобиля. В интервью изданию Drom разработчики Кама-1 сообщили, при температуре наружного воздуха ниже 50C энергия батареи расходуется на нагрев себя же, при минус 200C батарею нужно прогревать, иначе запуска не будет. При температуре от плюс 300C часть энергии будет использовано на охлаждение батарейного модуля.

Лидары, отвечающие за входную информацию об объектах на дороге для системы помощи водителю ADAS 3-4 уровня, встроены не только в лобовое стекло, но и в бампер — смотрится красиво, а на практике низко расположенные сенсоры столкнутся с суровой реальностью в виде дорожной грязи, песка и камней. Тоже самое будет и с радаром — он тоже находится в нижний части бампера.

previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
Slider

Еще одно сомнительное решение — у электромобиля отсутствует щетка стеклоочистителя заднего стекла и это не особенности опытного образца — инженеры автомобиля сообщили, что они «просчитали аэродинамику» и «дворник» не нужен. Камера заднего вида спрятана при этом глубоко в нишу под ручкой пятой двери чтобы не загрязнялась. А как же аэродинамика?

Немалый вес в 1300 кг (из них 400 кг приходится на батарейный блок) для А-класса тоже нельзя назвать плюсом. Разработчики планируют облегчить серийный вариант на 150-200 кг. Из вариантов реализации называют меньше колеса и шины (видок будет не тот), штампованные рычаги вместо сварных. Пластиковые наружные панели планируют оставить.

7.
Обзор электрокара Кама-1

Если еще остались вопросы — посмотрите видео-обзор «Кама-1» от Константина Заруцкого (в Сети более известен как «Академег») — это видео с премьерным автомобилем было снято до ее дебюта (однако опубликовано после):

Обращаем внимание, что в видео есть ряд неточностей, правильнее руководствоваться приведенными в этом материале данными по характеристикам и предполагаемым срокам начала серийного производства.

8.
Дальнейшая судьба?

Товарная версия Кама-1, если ей суждено случиться, будет отличаться от представленного предсерийного образца дорожным просветом (сейчас он всего 160 мм, а на выставке показывали и вовсе со 130 мм — для эффекта). шасси, вылетом и размерами легкосплавных дисков, элементами интерьера и экстерьера, настройками программного обеспечения, зазорами панелей кузова, вероятно — появлением электродвигателя иной мощности и другим. Также очевидно, что Кама-1 в комплектации как у презентационного экземпляра не может стоить менее двух миллионов рублей, в базе при этом, заявляется о цене в чуть более миллиона рублей. При этом все расчеты, опять же, проведены на основе виртуального проекта.

Также за 3-4 года технологии могут уйти столь далеко, что текущая конфигурация Кама-1 может стать неактуальной. Тем не менее, Сергей Когогин, генеральный директора ПАО «КАМАЗ», 21 декабря 2020 года в интервью ТАСС заявил, что проект Кама-1 «абсолютно живой». С его слов, старт серийного производства запланирован на 2023-2024 годы, а сертификация и доводки будут осуществляться в 2021 году. Позднее планируется создать легкий коммерческий автомобиль на базе Кама-1.

Мы будем внимательно следить за дальнейшей судьбой проекта по созданию российского электромобиля и очень надеемся, что «карета» не превратится в тыкву (как это было с Marussia), дойдет до серии и станет достойным конкурентом зарубежным электрическим аналогам.

Lada Oka
Lada Oka

Вам также могут быть интересны наши материалы:
Rivian R1T
В Rivian рассказали, почему электропикап R1T меньше конкурентов

Производитель попытался предоставить пассажирам достаточно места в салоне, не лишая водителя возможности комфортно парковаться или поставить "грузовичок" в гараж. В Далее...

Renault Twingo Electric
«Лосиный тест» для Renault Twingo Electric: «кроха» оказалась юркой

Компактный городской "электромобильчик" показал высокий уровень подготовки к экстренному маневрированию. Специалисты испанского издания km77.com продолжают тестировать различные автомобили с помощью Далее...

Porsche Taycan Turbo
Porsche построит новый аккумуляторный завод в Германии

Новоиспеченная производственная площадка расположится в старинном немецком городе Тюбинген. Аккумуляторный завод обеспечит высоковольтными тяговыми батареями новую линейку электромобилей марки. Об Далее...

Honda E: prototype
Honda ускорит окончательный переход на производство электромобилей

К 2040 году японский производитель собирается полностью отказаться от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Согласно дорожным картам, озвученным сегодня Далее...