Volvo S90 и лось

Считается, что впервые понятие “лосиный тест” появилось в СМИ 1997-ом году, когда корреспонденту шведского журнала “Teknikens Varld” удалось перевернуть свежеиспеченный Mercedes-Benz A-Class в кузове W168. Это событие вызвало широкий резонанс и когда у журналиста спросили, зачем он это сделал, он ответил «чтобы проверить, как машина объезжает лося». В результате немецкая марка потратила 250 миллионов долларов на доработки конструкции Mercedes-Benz A-Class и в качестве извинения каждому покупателю этого автомобиля дарили плюшевого лося. С тех пор понятие “лосиный тест” обрело всемирную славу, хотя подобные тесты на маневренность автомобилей проводились еще с 70-х годов. В этом материале мы расскажем, что же такое тест “на лося”, какие есть стандарты по его проведению и назовем лучшие и худшие автомобили, протестированные таким способом.

Что такое “лосиный тест”

“Лосиный тест” (на англ. “moose test”) – серия экстремальных маневров, с помощью которых проверяется поведение автомобиля в случае внезапного появления препятствия на пути следования. Водителю нужно сделать двойную смену полосы движения (также это называют “двойная перекладка”) по заданной траектории, ограниченной конусами. Данный тест одновременно демонстрирует устойчивость, маневренность и работу систем стабилизации автомобиля.

Стандартизированный трек для

Стандартизированный трек для “лосиного теста”

Считается, что подобные тесты изобрели в Швеции, где остро стоит проблема дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Так, по данным Национального совета по охране дикой природы Швеции, в 2019-ом году в стране произошло более 47 тысяч ДТП с оленями, более 5 тысяч с лосями, более 3 тысяч с ланью и более 7 тысяч с дикими кабанами. Печальная статистика повторяется из года в год.

Шведская марка Saab даже проводила специальные испытания на столкновение с чучелом лося, как итог – у всех автомобилей этого бренда стоит упрочненное лобовое стекло. Оно должно не дать туше лося попасть в салон после столкновения.

Применяемые стандарты

Первым международным стандартом, который определяет размеры испытательного трека для прохождения “лосиного теста” на легковых автомобилях и легких коммерческих авто полной массой до 3,5 тонн стал разработанный в 1975-ом году ISO 3888: 1975. В 2002-ом году появился стандарт ISO 3888-2: 2002, в 2011-ом году вышла его новая редакция ISO 3888-2: 2011. Этот стандарт применяется и сегодня.

3888-2: 2011

3888-2: 2011

Как видно из схемы действующего стандарта, габариты первых двух секций меняются в зависимости от размеров автомобиля (секция “a” = 1,1 ширины автомобиля +0.25 метра, секция “b” = ширина автомобиля плюс 1 метр), а размеры финишной секции “c” всегда фиксированы (ширина = 3 метра). Длина испытательного трека не меняется.

Испытание должно проводиться на сухом асфальтовом покрытии. В момент пересечения первых двух конусов дроссельная заслонка должна быть закрыта (отпущена педаль газа) – разгон осуществляется заранее. Тест проводится до тех пор, пока не будет найдена максимальная входная скорость, при которой автомобиль не задевает конусы. Это может быть 62 км/ч, а может быть и 82 км/ч – стандарта нет, поскольку тест сравнительный. Чем выше скорость – тем лучше.

Раньше скорость в 69 км/ч считалась хорошим показателем, поскольку редкий автомобиль мог пройти тест “на лося” лучше. Для современных машин такой результат является посредственным.

Рейтинг лучших авто

Лидером по количеству проведенных “лосиных тестов” является авторитетный шведский журнал “Teknikens Värld”, который испытывает автомобили таким способом с 1970-го года. Всего им удалось протестировать более 700 автомобилей на момент подготовки этого материала. Результаты всех тестов журнала доступны по ссылке (на шведском языке). Мы же приведем только лидеров рейтинга.

Лось на автомобильной дороге

Лось на автомобильной дороге

Условия тестирования, применяемые шведским журналом, следующие: в автомобиле находится столько пассажиров, сколько есть сидячих мест, грузом в багажнике добирают максимальную снаряженную массу, давление шин рекомендованное производителем, асфальт сухой (ранее также тестировали и на мокром асфальте, но мы такие авто в рейтинг не включали), испытательный трек соответствует международному стандарту.

Вместо ТОП-10 у нас получился Топ-14. Список из десяти лучших машин закрывала McLaren 570S со скоростью в 81 км/ч, а есть и другие авто с таким же результатом – поэтому мы добавили в рейтинг их тоже.

Таблица лидеров

Данные в таблице актуальны по состоянию на май 2023 года.

Модель Год выпуска Скорость, км/ч
1 Citroën Xantia Activa V6 1999 85
2 Nissan Qashqai DIG-T 160 Acenta 2019 84
3 Audi R8 V10 plus 5,2 FSI quattro 610 2017 83
4 McLaren 675LT 2017  83
5 Mercedes-AMG GT S 2015  82
6 Porsche 996 GT2 2004 82
7 Porsche 997 Carrera 4S 2008 82
8 Porsche 997 GT3 RS 2008 82
9 Porsche 997 GT2 2008 82
10 McLaren 570S 2017 81
11 Porsche 991 Carrera 4 GTS 2015 81
12 Porsche 991 Carrera 4S 2014 81
13 Porsche 997 Carrera S 2008 81
14 Porsche 997 Carrera S Cabriolet 2005 81

Подробнее о тройке лучших

Сitroen Xantia Activa V6
Сitroen Xantia Activa V6
Citroen Xantia Activa V6
Citroen Xantia Activa V6
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Сitroen Xantia Activa V6 – безоговорочный лидер в рейтинге самых быстрых автомобилей “лосиного теста”. За 20 с лишним лет никому не удалось даже повторить скорость в 85 км/ч. Весь секрет в слове Activa, которое обозначает наличие гидропневматической активной подвески Hydractive с системой антикрена SC CAR (Systeme Citroen de Controle Actif du Roulis). Устройство этого инженерного гения – тема для отдельной статьи, но именно благодаря этой древней подвеске (разработана в 1994-ом) с десятком (!) газонаполненных сфер Xantia продолжает утирать нос любым другим моделям в этом тесте.

Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Nissan Qashqai DIG-T 160 Acenta – самый молодой представитель в ТОП-10 наиболее быстрых автомобилей в “тесте на лося” – журналисты “Teknikens Värld” испытали модель 2019-го года выпуска. Кроссовер удивил всех, показав результат лучше именитых суперкаров – Audi R8 V10, McLaren 675LT и Mercedes-AMG GT S. Смелая заявка от “паркетника” и заслуженное второе место в рейтинге.

Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Audi R8 V10 plus 5,2 FSI quattro 610 – спортивная “двухдверка” 2017-го модельного года с 525-сильным бензиновым двигателем заняла третье место, не сбив ни одного конуса на скорости в 83 км/ч (такой же результат у McLaren 675LT). Где-то всплакнула Xantia Activa (нет).

Примеры видео с успехами

К сожалению, не все видео с рекордсменами доступны. Поэтому покажем что есть в Сети.

Kia Stinger 2018 – здесь испытание провело испанское издание km77.com (в салоне находится только водитель). Максимальная скорость на которой удалось пройти “лосиный тест” – 82 км/ч. Отметим, что результат спорный – на замедленной съемке видно, что “передок” пересек виртуальную линию между конусами в последнем секторе, слегка задев при этом центральный конус. Тем не менее, результат был засчитан.

Tesla Model 3 2019 – американская машина на “батарейках” показала чистое прохождение на скорости в 83 км/ч, без натяжек. Низкий центр тяжести и короткая колесная база, возможно, этому поспособствовали. Из нюансов – это тест издания km77.com, их методика отличается от “Teknikens Värld”.

Ford Focus 3 2018 – 83 км/ч. Вот вам и “фокус-покус”. Это не спорткар и под капотом всего-лишь литровый 125-сильный двигатель, а в тесте на “лося” – неожиданно хороший результат. Но и здесь не без оговорки – это тест km77.com, его нельзя сравнивать с табличными значениями из-за разницы в методиках тестирования.

Рейтинг худших авто

Список аутсайдеров мы взяли с того же журнала с аналогичными условиями тестирования. Исключили из рейтинга трехколесный чудо-автомобиль Reliant Rialto (который в таблице “Teknikens Värld” занимает первое место с результатом 43 км/ч), а также модели, протестированные на мокром асфальте.

Мы хотели сделать ТОП-10, но на последнюю позицию списка попала Kia Sorento 2,2 CRDi AWD с результатом 60 км/ч, поэтому добавили и ее “напарников” по скорости.

Таблица аутсайдеров

Данные в таблице актуальны по состоянию на май 2023 года.

Модель Модельный год Скорость, км/ч
1 Ford Ranger Double Cab XLT Limited 2007 54
2 Mazda BT-50 Double Cab Exclusive 2007 54
3 Isuzu D-Max 3,0 D Crew Cab 2007 55
4 Range Rover V8 2002 55
5 Chevrolet Trailblazer LTZ 2001 56
6 Hyundai Trajet 2,7 GLS 2005 57
7 Mitsubishi L200 Ralliart 2007 57
8 Toyota Hilux 2,5 D-4D D-Cab SR H.G. * 2007 57
9 Kia Sportage 2,0 CRDi AWD 2014 59
10 Kia Sorento 2,2 CRDi AWD 2014 60
11 Lexus RX 300 2001 60
12 Renault Laguna 1,8 16V 2001 60
13 Think City 2009 60
14 Toyota Hilux Double Cab 2,4 D-4D 150 hk Automat * 2007 60
15 Volkswagen Passat 1,8T 2001 60

Помеченные звездочкой автомобили помимо низкой скорости рискуют еще и опрокинуться. В ТОП-15 таким образом помечены только Toyota Hilux двух разных поколений. Как это выглядит – смотрите на видео в следующем подразделе.

Подробнее о тройке худших

Ford Ranger XLT Limited
Ford Ranger XLT Limited Double Cab
Ford Ranger XLT Limited
Ford Ranger XLT Limited Double Cab
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Ford Ranger XLT Limited Double Cab – лидер антирейтинга с результатом в 54 км/ч. Хуже него только трехколесный Reliant Rialto, которого мы исключили из рейтинга. Крупным парнокопытным лучше перед таким автомобилем не выбегать.

Mazda BT-50 Double Cab
Mazda BT-50 Double Cab
Mazda BT-50 Double Cab
Mazda BT-50 Double Cab
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Mazda BT-50 Double Cab – еще один пикап с двойной кабиной (правда, японский). Как и главный неудачник, смог пройти “лосиный тест” только на скорости в 54 км/ч. Природоохранным ведомствам лучше на таком не ездить – можно “подмочить” репутацию.

Isuzu D-Max Extended Cab

Isuzu D-Max Extended Cab

Isuzu D-Max 3,0 D Crew Cab – очередной японский “грузовичок”, на этот раз марки Isuzu, закрывает тройку аутсайдеров. Он оказался чуть получше, но все равно результат мягко скажем никакой – 55 км/ч. Тут должна быть или очень быстрая реакция водителя, или никуда не спешащий лось.

Примеры видео с неудачами

Посмотрите, как кроссовер Toyota RAV4 2019-го модельного года провалил “лосиный тест”. Представители японской марки не признали результат, сообщив что тестирование выполнено не по правилам.

Грузовичок Toyota Hilux седьмого поколения в 2007-ом году тоже чуть не опрокинулся – водитель вовремя среагировал. Повторный тест пикапа восьмой генерации в 2016-ом году показал, что ничего не изменилось.

Jeep Grand Cherokee тоже оказался не очень в “лосином тесте”. Помимо опасных кренов и отскоков обнаружился еще один весьма неприятный момент – переднее левое колесо при второй перекладке взрывалось. Протестировав три разных Jeep Grand Cherokee журналисты “порвали” семь баянов покрышек.

Критика лосиного теста

Несмотря на наличие международного стандарта ISO, в котором обозначены размеры испытательного трека для прохождения “теста на лося”, иные параметры, которые влияют на результат, никак не регламентированы. Из-за этого данные испытания регулярно подвергаются критике, поскольку журналисты различных изданий пользуются своими методиками. На конечный результат влияют:

  • Квалификация и опыт водителя;
  • Состав, качество, износ, загрязненность и температура дорожного покрытия;
  • Производитель покрышек, их модель, размеры, давление и температура во время теста;
  • Невозможность проверить соблюдение стандартов по размерам трека;
  • Различная снаряженная масса – одни журналы тестируют автомобили только с водителем, другие проводят испытание еще и с пассажиром, третьи добавляют грузы, чтобы имитировать реальные условия.
Лось

Лось (намекает)

Несмотря на несколько субъективный характер тестов “на лося”, деятельность автомобильных журналов приносит свои плоды. Это не только возможность сравнить различные машины под необычным углом, но и повод для производителей вносить правки в неудачные конструкции. Примеров немало. Значит СМИ делают правильные вещи, пусть и не всегда удобные для автопроизводителей. Зато от потребителей – честное спасибо!

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: