Volvo S90 и лось

Считается, что впервые понятие «лосиный тест» появилось в СМИ 1997-ом году, когда корреспонденту шведского журнала «Teknikens Varld» удалось перевернуть свежеиспеченный Mercedes-Benz A-Class в кузове W168. Это событие вызвало широкий резонанс и когда у журналиста спросили, зачем он это сделал, он ответил «чтобы проверить, как машина объезжает лося». В результате немецкая марка потратила 250 миллионов долларов на доработки конструкции Mercedes-Benz A-Class и в качестве извинения каждому покупателю этого автомобиля дарили плюшевого лося. С тех пор понятие «лосиный тест» вошло в обиход, хотя подобные тесты на маневренность автомобилей проводились еще с 70-х годов. В этом материале мы расскажем, что же такое тест «на лося», какие есть стандарты по его проведению и назовем лучшие и худшие автомобили, протестированные таким способом.

Что такое «лосиный тест»

«Лосиный тест» (на англ. «moose test») — серия экстремальных маневров, с помощью которых проверяется поведение автомобиля в случае внезапного появления препятствия на пути следования. Водителю нужно сделать двойную смену полосы движения (также это называют «двойная перекладка») по заданной траектории, ограниченной конусами. Данный тест комплексно демонстрирует устойчивость, маневренность и работу систем стабилизации автомобиля.

Стандартизированный трек для

Стандартизированный трек для «лосиного теста

Считается, что подобные тесты изобрели в Швеции, где остро стоит проблема дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Так, по данным Национального совета по охране дикой природы Швеции, в 2023-ом году в ДТП по стране погибло 68 697 животных, что стало рекордом за все время наблюдений. Чаще всего в авариях на дорогах Швеции погибают олени, лоси, лани и дикие кабаны. Печальная статистика повторяется из года в год.

Шведская марка Saab даже проводила специальные испытания на столкновение с чучелом лося, как итог — на все автомобили этого бренда устанавливались упрочненные лобовые стекла, которые должны были не дать туше лося попасть в салон после столкновения.

Cтандарты «лосиного теста»

Первым международным стандартом, который определяет размеры испытательного трека для прохождения «лосиного теста» на легковых автомобилях и легких коммерческих авто полной массой до 3,5 тонн стал разработанный в 1975-ом году ISO 3888: 1975. В 2002-ом году появился стандарт ISO 3888-2: 2002, в 2011-ом году вышла его новая редакция ISO 3888-2: 2011. Этот стандарт применяется и сегодня.

3888-2: 2011

3888-2: 2011

Как видно из схемы действующего стандарта, габариты первых двух секций меняются в зависимости от размеров автомобиля (секция «a» = 1,1 ширины автомобиля +0.25 метра, секция «b» = ширина автомобиля плюс 1 метр), а размеры финишной секции «c» всегда фиксированы (ширина = 3 метра). Длина испытательного трека не меняется.

Испытание должно проводиться на сухом асфальтовом покрытии. В момент пересечения первых двух конусов дроссельная заслонка должна быть закрыта (отпущена педаль газа) — разгон осуществляется заранее. Тест проводится до тех пор, пока не будет найдена максимальная входная скорость, при которой автомобиль не задевает конусы. Это может быть 62 км/ч, а может быть и 82 км/ч — стандарта нет, поскольку тест сравнительный. Чем выше скорость — тем лучше.

Раньше скорость в 69 км/ч считалась хорошим показателем, поскольку редкий автомобиль мог пройти тест «на лося» лучше. Для современных машин такой результат является посредственным.

Рейтинг лучших авто в «лосином тесте»

Лидером по количеству проведенных «лосиных тестов» является авторитетный шведский журнал «Teknikens Värld», который испытывает автомобили таким способом с 1970-го года. Всего им удалось протестировать более 700 автомобилей на момент подготовки этого материала. Результаты всех тестов журнала доступны по ссылке (на шведском языке). Мы же приведем только лидеров рейтинга.

Лось на автомобильной дороге

Лось на автомобильной дороге

Условия тестирования, применяемые шведским журналом, следующие: в автомобиле находится столько пассажиров, сколько есть сидячих мест, грузом в багажнике добирают максимальную снаряженную массу, давление шин рекомендованное производителем, асфальт сухой (ранее также тестировали и на мокром асфальте, но мы такие авто в рейтинг не включали), испытательный трек соответствует международному стандарту.

Таблица лидеров

Ниже представлен ТОП-10 самых быстрых автомобилей в «лосином тесте» по данным журнала «Teknikens Värld». Данные в таблице актуальны по состоянию на сентябрь 2024 года.

Модель Год выпуска Скорость, км/ч
1 Porsche 718 Cayman GT4 RS Manthey 2024 86
2 Citroën Xantia Activa V6 1999 85
3 Nissan Qashqai DIG-T 160 Acenta 2019 84
4 Audi R8 V10 plus 5,2 FSI quattro 610 2017 83
5 McLaren 675LT 2017 83
6 Mercedes-AMG GT S 2015 82
7 Porsche 996 GT2 2004 82
8 Porsche 997 Carrera 4S 2008 82
9 Porsche 997 GT3 RS 2008 82
10 Porsche 997 GT2 2008 82

Подробнее о четверке лучших из лучших

Porsche 718 Cayman GT4 RS
Porsche 718 Cayman GT4 RS
Porsche 718 Cayman GT4 RS
Porsche 718 Cayman GT4 RS
Porsche 718 Cayman GT4 RS
Porsche 718 Cayman GT4 RS
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Porsche 718 Cayman GT4 RS Manthey — трековый болид, дополнительно доработанный гоночной командой Manthey и ателье по совместительству. Мощный мотор (500 л.с.), низкий центр тяжести, выверенная аэродинамика плюс десятилетия развития гоночных технологий — все это понадобилось, чтобы в 2024 году установить новый мировой рекорд скорости в «лосином тесте», удерживаемый с 1999 года гражданской Сitroen Xantia Activa V6.

Сitroen Xantia Activa V6
Сitroen Xantia Activa V6
Citroen Xantia Activa V6
Citroen Xantia Activa V6
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Сitroen Xantia Activa V6 — до 2024 года был лидером в рейтинге самых быстрых автомобилей «лосиного теста», удерживая это звание 25 лет. Activa в названии модели обозначает наличие гидропневматической активной подвески Hydractive с системой антикрена SC CAR (Systeme Citroen de Controle Actif du Roulis). Устройство этого инженерного гения — тема для отдельной статьи, но именно благодаря этой древней подвеске (разработана в 1994-ом) с десятком газонаполненных сфер Xantia четверть века утирала нос любым другим моделям в этом тесте.

Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
Nissan Qashqai
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Nissan Qashqai DIG-T 160 Acenta — единственный «паркетник» в ТОП-10 наиболее быстрых автомобилей в «тесте на лося» — журналисты «Teknikens Värld» испытали модель 2019-го года выпуска. Кроссовер удивил всех, показав результат лучше именитых суперкаров — Audi R8 V10, McLaren 675LT и Mercedes-AMG GT S. Смелая заявка от «паркетника» и заслуженное третье место в рейтинге.

Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
Audi R8 V10 Plus
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Audi R8 V10 plus 5,2 FSI quattro 610 — спортивная «двухдверка» 2017-го модельного года с 525-сильным бензиновым двигателем заняла третье место, не сбив ни одного конуса на скорости в 83 км/ч (такой же результат у McLaren 675LT). Где-то всплакнула Xantia Activa (нет).

Примеры видео с успехами

К сожалению, не все видео с рекордсменами доступны. Поэтому покажем что есть в Сети.

Мировой рекорд, установленный Porsche 718 Cayman GT4 RS Manthey в «лосином тесте» в 2024 году, конечно запечатлели на видео. Иначе бы никто не поверил, что есть что-то быстрее Сitroen Xantia Activa V6 в этом испытании.

Kia Stinger 2018 — здесь испытание провело испанское издание km77.com (в салоне находится только водитель). Максимальная скорость на которой удалось пройти «лосиный тест» — 82 км/ч. Отметим, что результат спорный — на замедленной съемке видно, что «передок» пересек виртуальную линию между конусами в последнем секторе, слегка задев при этом центральный конус. Тем не менее, результат был засчитан.

Tesla Model 3 2019 — американская машина на «батарейках» показала чистое прохождение на скорости в 83 км/ч, без натяжек. Низкий центр тяжести и короткая колесная база, возможно, этому поспособствовали. Из нюансов — это тест издания km77.com, их методика отличается от «Teknikens Värld».

Ford Focus 3 2018 — 83 км/ч. Такой вот «фокус-покус». Это не спорткар и под капотом всего-лишь литровый 125-сильный двигатель, а в тесте на «лося» — неожиданно хороший результат. Но и здесь не без оговорки — это тест km77.com, его нельзя сравнивать с табличными значениями из-за разницы в методиках тестирования.

Рейтинг худших авто

Список аутсайдеров мы взяли с того же журнала с аналогичными условиями тестирования. Исключили из рейтинга трехколесный чудо-автомобиль Reliant Rialto (который в таблице «Teknikens Värld» занимает первое место с результатом 43 км/ч), а также модели, протестированные на мокром асфальте.

Таблица аутсайдеров

ТОП-15 худших автомобилей в «лосином тесте» представлен ниже. Данные в таблице актуальны по состоянию на сентябрь 2024 года.

Модель Модельный год Скорость, км/ч
1 Ford Ranger Double Cab XLT Limited 2007 54
2 Mazda BT-50 Double Cab Exclusive 2007 54
3 Isuzu D-Max 3,0 D Crew Cab 2007 55
4 Range Rover V8 2002 55
5 Chevrolet Trailblazer LTZ 2001 56
6 Hyundai Trajet 2,7 GLS 2005 57
7 Mitsubishi L200 Ralliart 2007 57
7 Toyota Hilux 2,5 D-4D D-Cab SR H.G. * 2007 57
8 Toyota Hilux GR Sport D-Cab 2,8 Turbo D-4D 2023 58
9 Kia Sportage 2,0 CRDi AWD 2014 59
10 Kia Sorento 2,2 CRDi AWD 2014 60
11 Lexus RX 300 2001 60
12 Renault Laguna 1,8 16V 2001 60
13 Think City 2009 60
14 Toyota Hilux Double Cab 2,4 D-4D 150 hk Automat * 2007 60
15 Volkswagen Passat 1,8T 2001 60

Помеченные звездочкой автомобили помимо низкой скорости рискуют еще и опрокинуться. В ТОП-15 таким образом помечены два Toyota Hilux двух разных поколений. Как это выглядит — смотрите на видео в следующем подразделе.

Подробнее о тройке худших

Ford Ranger XLT Limited
Ford Ranger XLT Limited Double Cab
Ford Ranger XLT Limited
Ford Ranger XLT Limited Double Cab
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Ford Ranger XLT Limited Double Cab — лидер антирейтинга с результатом в 54 км/ч. Хуже него только трехколесный Reliant Rialto, которого мы исключили из рейтинга (не хватило одного колеса для справедливого сравнения). Крупным парнокопытным лучше перед таким автомобилем не выбегать.

Mazda BT-50 Double Cab
Mazda BT-50 Double Cab
Mazda BT-50 Double Cab
Mazda BT-50 Double Cab
previous arrowprevious arrow
next arrownext arrow
 

Mazda BT-50 Double Cab — еще один пикап с двойной кабиной (правда, японский). Как и главный неудачник, смог пройти «лосиный тест» только на скорости в 54 км/ч. Природоохранным ведомствам лучше на таком не ездить — можно испортить статистику по погибшим животным и «подмочить» репутацию.

Isuzu D-Max Extended Cab

Isuzu D-Max Extended Cab

Isuzu D-Max 3,0 D Crew Cab — очередной японский «грузовичок», на этот раз марки Isuzu, закрывает тройку аутсайдеров. Он оказался чуть получше предыдущих, но все равно результат никакой — 55 км/ч. Тут должна быть или очень быстрая реакция водителя, или никуда не спешащий лось.

Примеры видео с неудачами

Посмотрите, как кроссовер Toyota RAV4 2019-го модельного года провалил «лосиный тест». Представители японской марки не признали результат, сообщив что тестирование выполнено не по правилам.

Грузовичок Toyota Hilux седьмого поколения в 2007-ом году тоже чуть не опрокинулся — водитель вовремя среагировал. Повторный тест пикапа восьмой генерации в 2016-ом году показал, что ничего не изменилось.

Jeep Grand Cherokee тоже оказался не очень в «лосином тесте». Помимо опасных кренов и отскоков обнаружился еще один весьма неприятный момент — покрышка на переднем левом колесе при второй перекладке часто взрывалась. Протестировав три разных Jeep Grand Cherokee, журналисты «порвали» семь баянов покрышек.

Критика лосиного теста

Несмотря на наличие международного стандарта ISO, в котором обозначены размеры испытательного трека для прохождения «теста на лося», иные параметры, которые влияют на результат, никак не регламентированы. Из-за этого данные испытания регулярно подвергаются критике, поскольку журналисты различных изданий пользуются своими методиками. На конечный результат влияют:

  • Квалификация и опыт водителя;
  • Состав, качество, износ, загрязненность и температура дорожного покрытия;
  • Производитель покрышек, их модель, размеры, давление и температура во время теста;
  • Сложность проверки соблюдения стандартов по размерам трека;

  • Различная снаряженная масса — одни журналы тестируют автомобили только с водителем, другие проводят испытание еще и с пассажиром, третьи добавляют грузы, чтобы имитировать реальные условия.
Лось

Лось (что-то намекает)

Несмотря на несколько субъективный характер тестов «на лося», деятельность автомобильных журналов приносит свои плоды. Это не только возможность сравнить различные машины под необычным углом, но и повод для производителей вносить правки в неудачные конструкции. Примеров немало. Значит СМИ делают правильные вещи, пусть и не всегда удобные для автопроизводителей. Зато от потребителей — честное спасибо! Правда, лосям от этого не сильно легче.

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: