Розетка прицепа 7-пиновая

Купил на время стройки для перевозки грузов и инструмента старенькую Audi 80 B4 в кузове универсал. Машину покупал с фаркопом, так как планирую также использовать машину с прицепом. Но при покупке авто не проверил наличие розетки под прицеп и, как позже выяснилось, ее там нет. Хотел купить и подключить розетку самостоятельно, но узнал, что они есть разные — европейские, американские, 7-пиновые, 13-пиновые, 15-пиновые. Как понять, какая из них подходит под мой автомобиль и какая там распиновка?
Пользователь без фотоАлександр Струна, хочет установить розетку прицепа

Вы правы, существуют различные виды розеток для подключения прицепов. 15-пиновые розетки применяются для подключения прицепов в грузовиках, 13-пиновые розетки в основном используются на прицепах-кемперах и автодомах, где требуется подключения дополнительных электрических потребителей. Для подключения прицепа легкового автомобиля, как в вашем случае, подойдет стандартная 7-пиновая розетка. Схема подключения стандартизирована, но могут быть некоторые отличия у разных моделей автомобилей. Расскажу, какая распиновка у 7-пиновой розетки фаркопа и как ее правильно подключить.

Андрей ЗахаровАндрей Захаров, знает распиновки розеток прицепа

Распиновка разъема 7-пиновой розетки прицепа

В России и на территории бывшего СССР для подключения прицепов к бортовой сети легковых машин чаще всего используются семиконтактные розетки фаркопа. Цвет проводов и расположение контактов 7-пиновой розетки прицепа указаны на странице 10 действующего ГОСТ 9200-76 «Соединения семиконтактные разъемные для автомобилей и тракторов», который схож с европейским стандартом ISO 1724.

Вот схема подключения 7-контактных вилки и розетки прицепа:

Распиновка 7-пиновой розетки и вилки легкового прицепа

Распиновка 7-пиновой розетки и вилки легкового прицепа

Пин Цвет провода Расшифровка
1 Желтый Левый указатель поворота
2 Голубой Противотуманный фонарь или фонари заднего хода
3 Белый Заземление (-)
4 Зеленый Правый указатель поворота
5 Коричневый Правый габарит и/или подсветка номера
6 Красный Стоп-сигнал
7 Черный Левый габарит и/или подсветка номера

Ни в ГОСТ 9200-76, ни в ISO 1724 не указана схема подключения фонарей заднего хода при наличии задних противотуманных фонарей (в стандартах предполагалось, что контакт №2 опциональный и будет использован для подключения чего-то одного). Чтобы подключить фонари заднего хода, часто электрики поступают следующим образом: контакт №2 остается за противотуманными фонарями, оба габарита и подсветку номера вешают на контакт №7, а освободившийся контакт №5 используют для фонарей заднего хода.

В некоторых отечественных автомобилях, например в Chevrolet Niva, вышеописанная схема используется в заводском исполнении к контакту №5 розетки прицепа подведены провода заднего хода, а — габариты к контакту №7.

Как подключить розетку и вилку прицепа

Процедура подключения автомобильных розетки и вилки прицепа аналогична установке дополнительного электрооборудования. Вот пошаговая инструкция для подключения розетки прицепа:

  • Найдите штатную электропроводку автомобиля (обычно в районе фаркопа или багажника);

  • Если проводки нет, нужно добраться до задних фонарей и провести провода от фонарей автомобиля самостоятельно согласно схемы подключения, указанной выше в статье;

  • Объедините провода в жгут и выведите его за пределы автомобиля (в багажнике многих авто предусмотрена резиновая заглушка для вывода жгута проводов, ее расположение отличается у разных моделей авто, ищите информацию в руководстве по пользованию автомобилем или на схемах в интернете);

  • Подключите розетку прицепного устройства к выведенному жгуту, соблюдая схему подключения, и надежно закрепите ее на кузове, фаркопе, заднем бампере автомобиля или кронштейне.

Розетка прицепа

Пример монтажа розетки прицепа в заднем бампере авто

Далее необходимо собрать и подключить жгут проводки от прицепа до вилки. Вот краткая инструкция:

  • Подключите провода будущей вилки к соответствующим электрическим потребителям прицепа согласно схемы подключения, указанной выше в тексте;

  • Объедините провода в жгут и проведите их по кузову прицепа к будущему расположению вилки. Надежного закрепите жгут. Длина жгута должна быть с запасом по длине, чтобы была возможность подключить вилку в розетку после установки прицепа на фаркоп;

  • Сделайте надежное крепление для вилки прицепного устройства на прицепе, чтобы не повредить ее при перемещении прицепа отдельно от автомобиля.

После завершения работ по электрике проверьте правильность работы всех световых приборов: поворотников, стоп-сигналов, габаритов, противотуманных фонарей, заднего хода. Если что-то не работает, проверьте электрические соединения и массу, прозвоните провода мультиметром.

Клеммы розетки фаркопа

У прицепа не работал левый габарит, т.к. не был подключен провод к контакту №7

Для продления срока службы розеток и вилок фаркопа рекомендую использовать влагозащищенные модели, применять диэлектрическую смазку для контактов для защиты от окисления и силиконовый герметик для обработки стыков корпуса розетки и вилки для защиты от попадания влаги внутрь. Провода к автомобильным розетке и вилке необходимо вести в жгутах в термоусадочных трубках и надежно закреплять на кузове прицепа и автомобиля.

Новая и старая розетки фаркопа

Так выглядят новая (слева) и сгнившая (справа) розетки прицепа

Если нет опыта или уверенности в том, что получится подключить розетку и вилку прицепа самостоятельно — обратитесь к автоэлектрику.

Установка блока согласования на розетку фаркопа

Современные авто используют CAN-шину и мультиплексную проводку (один провод управляет несколькими функциями). Прямое подключение прицепа к таким авто может перегрузить штатные блоки управления, вызвать ошибки или даже повредить электронику.

Чтобы этого не произошло, применятся блок согласования (или так называемый модуль согласования электропроводки). Это электронное устройство, которое обеспечивает корректную работу световых приборов прицепа без вреда для штатной электроники автомобиля. Блок согласования подключается по более сложной схеме по сравнению с обыкновенными розетками прицепа.

Блок согласования розетки фаркопа

Комплект блока согласования розетки фаркопа

Обойтись без блока согласования можно на старых авто с аналоговой проводкой (где на каждый потребитель отдельный провод) или если прицеп подключается через реле и предохранители (устаревшие схемы).

Штрафы за езду с прицепом без розетки

За езду с прицепом с неисправным освещением или без подключения к бортовой сети автомобиля предусмотрены те же штрафы, что и за нарушения правил пользования внешними световыми приборами автомобиля. Согласно Статьи 12.20 КоАП РФ «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки» предусмотрены предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Запомнить

  • В России и странах бывшего СССР для подключения световых приборов легковых прицепов используется 7-контактная розетка;

  • Розетку и вилку прицепа можно подключить самостоятельно, используя схему распиновки;

  • Езда с неисправной светотехникой прицепа карается по ст. 12.20 КоАП РФ — предупреждение или штраф 500 рублей.

А у вас были проблемы с подключением розетки фаркопа? Поделитесь опытом в комментариях.

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: