Скрип, скрежет и писк при нажатии на педаль тормоза могут быть опасными сигналами. К тому же посторонние звуки раздражают, утомляют и отвлекают водителя от управления авто, что плохо сказывается на безопасности.
Рассказываем, почему тормоза в автомобиле могут скрипеть при торможении, что делать при появлении скрежета и как правильно обслуживать автомобиль, чтобы избавиться от посторонних звуков со стороны тормозной системы.
Причины скрипа тормозов
Тормоза в автомобиле могут скрипеть из-за износа колодок или дисков, обильных загрязнений, неправильной установки деталей тормозной системы или из-за ее неисправностей, использования некачественных материалов, перегрева. Рассмотрим основные причины подробнее.
Износ тормозных колодок
Тормозная колодка автомобиля состоят из металлической или керамической основы (пластины), к которой прикреплена фрикционная накладка из термостойких материалов, обеспечивающих трение при контакте с тормозным диском или барабаном, что позволяет эффективно замедлять и останавливать автомобиль.
В зависимости от состава и условий эксплуатации тормозные колодки служат 20 000 — 70 000 километров.
В процессе механического износа фрикционного слоя тормозные колодки могут начать издавать скрип и писк. Самые распространенные причины:
Загрязнение тормозной системы
В тормозную систему могут попадать песок, грязь, реагенты и технические жидкости. От загрязнений вроде песка и грязи тормозная система способна избавиться самостоятельно и это не так опасно, как обильный слой масла на поверхности дисков. После нагрева тормозов масло выгорит, но до этого эффективность тормозной системы заметно падает, к том уже это может быть неожиданно для водителя.
Если в процессе ремонта авто или по другим причинам на тормозные диски попало, например, моторное масло, его можно очистить специальными аэрозольными очистителями тормозов. В их составе, помимо моющих присадок, есть летучие вещества, благодаря которым очиститель быстро испаряется с поверхности диска. Категорически запрещено вместо очистителей тормозов использовать спреи наподобие WD-40 — они смазывают поверхность и самостоятельно не испаряются.
Неравномерная выработка
В процессе работы на поверхности диска образуются борта, борозды, зоны с разным уровнем износа. В результате этого контакт между диском и колодкой становится неравномерным. Это вызывает вибрации, которые могут сочетаться со скрипами. Кроме того неравномерный износ может привести к локальному перегреву, что усилит шумы со стороны тормозной системы.
Неровности на поверхности тормозных дисков возникают естественно в процессе эксплуатации. На интенсивность появления дефектов также влияют: использования изношенных деталей, неправильная установки или несоответствие материалов колодок и дисков.
Желательно при замене колодок менять и тормозные диски, особенно если на дисках есть очевидные дефекты. Но в целях экономии это часто игнорируют, что в итоге приводит к посторонним шумам, снижению эффективности тормозов и преждевременной выработке новых колодок.
Перегрев тормозной системы
Рабочая температура поверхности стандартных штампованных дисков составляет 100-300°C (350–500°C для спортивных и вентилируемых вариантов). При интенсивном торможении (например, во время дрифта, в гоночных соревнованиях, при движении по серпантинам, неисправностях в тормозной системе) диски перегреваются, что может привести к тепловым деформациям. Температура перегрева для обычных дисков составляет 450–550°C, для спортивных — 600–700°C.
В результате тепловой деформации диски ведет, что вызывает вибрации при торможении, которые отдает в руль и педаль тормоза. Из-за перегрева на поверхности дисков могут появляться термические трещины, которые часто становятся причиной скрипов или скрежета.
Из-за перегрева страдают также и тормозные колодки. На поверхности колодок может образоваться твердый слой — так называемое «остеклование» — из-за чего снижается эффективность тормозов, ускоряется износ дисков и могут появляться посторонние звуки. «Остеклование» может произойти при температурах 300–400°C, что ниже значений перегрева, поэтому необходимо стараться не перегревать тормоза даже кратковременно.
Перегрев тормозов часто приводит к разрушению пыльников, подклиниванию поршней в суппортах, выгоранию смазки направляющих и другим проблемам тормозной системы. После перегрева тормозов часто требуется полная переборка системы.
Некачественные запчасти
Основные элементы тормозной системы, которые вызывают посторонние звуки — это тормозные колодки и диски. Качество их изготовления напрямую влияет не только на эффективность и долговечность их работы, но и на акустический комфорт.
Для лучшей совместимости рекомендуется использовать оригинальные детали или запчасти одной фирмы. Но даже оригинальные и качественные брендовые запчасти иногда могут вызывать посторонние звуки.
Притирка тормозов
Новые диски и колодки могут скрипеть сразу после установки. Обычно это связано с притиркой, когда трущиеся поверхности в только что замененные детали еще не успели создать плотный контакт. До притирки поверхность колодок и дисков может быть слегка шероховатой или иметь небольшие отклонения по плоскости друг относительно друга. Притирка также требуется, если колодки устанавливаются без замены тормозных дисков.
Притирка может вызывать вибрации и шумы при торможении, особенно на низкой скорости или при легком нажатии на педаль. Скрип в этот период считается нормальным явлением и обычно исчезает после завершения притирки, которая занимает от нескольких десятков до нескольких сотен километров пробега. Однако если скрип сохраняется долго, это может указывать на проблемы с качеством деталей или установкой.
Поверхностная коррозия дисков
Поверхность обычных стальных тормозных дисков ничем не защищена от внешнего воздействия — это голый металл. Когда автомобиль длительное время не используется, особенно при уличном хранении, на металлической поверхности дисков появляется налет ржавчины. После нескольких торможений этот слой стирается фрикционным материалом колодок, что вызывает характерный свист. Однако если коррозия глубокая или неравномерная, она способна вызвать более длительные шумы и влиять на эффективность торможения.
Ржавчина не страшна керамическим и карбоновым тормозным дискам, так как они изготовлены из материалов, которые не содержат железа, благодаря чему устойчивы к коррозии и воздействию химических веществ.
Неисправности тормозной системы
Неисправности тормозных механизмов, например, заедание поршней суппорта, ослабленные крепления, коррозия или недостаток смазки в направляющих также бывают причиной скрежета и неправильной работы тормозной системы.
Например, колодки могут оставаться прижатыми к дискам после поднятия педали тормоза, что может вызывать посторонние звуки и скрипы во время движения. В этой ситуации акустический дискомфорт сочетается со снижением отзывчивости педали тормоза и эффективности тормозов.
Неправильная установка тормозов
Неправильная установка тормозов тоже может вызывать скрипы. Наиболее частые проблемы:
Как избавиться от скрипа тормозов
Игнорировать неисправности тормозной системы не стоит и лучше как можно скорее обратиться в СТО для диагностики тормозной системы. Она выполняется быстро и недорого — стоимость проверки тормозов в Москве составляет 500-1000 рублей. Опытные специалисты выявят проблемы и предложат варианты решения. Не исключено, что скрипы доносятся вовсе и не от тормозной системы, а, например, от шруса или ступицы.
Если по каким-то причинам вы не хотите обращаться на станцию техобслуживания, то попробовать можно попробовать самостоятельно продиагностировать тормозную систему:
- 1
Загоните автомобиль на яму, подъемник или вывесите колеса на домкратах;
- 2
Вручную поочередно вращайте колеса, чтобы попытаться услышать источник посторонних звуков (но без торможения они могут и не проявляться, а для этого нужен ассистент);
- 3
Очистите поверхности дисков, колодок, суппортов с помощью очистителя тормозов и протрите насухо ветошью;
- 4
Проведите визуальный осмотр тормозной системы каждого колеса. Это удобнее делать со снятыми колесами. На тормозных дисках не должно быть многочисленных и глубоких борозд, высоких бортов, трещин, темных пятен, отслоения металла. Толщина тормозной накладки должна быть не менее 4 мм. Пыльники направляющих суппорта не должны иметь повреждений, а направляющие должны быть смазаны;
- 5
При обнаружении дефектов необходимо разбирать тормоза, внимательно их осматривать и менять проблемные элементы на новые. Тормоза меняются только парами по осям. При износе дисков меняются и колодки тоже, даже если у них еще есть ресурс. При износе колодок и нормальном состоянии дисков можно поменять только колодки. Также необходимо заменить смазку направляющих суппортов.
Некоторые автолюбители для устранения скрипа колодок делают на них пропилы и скосы (некоторые колодки поставляются в таком виде с завода), но нужно разбирать тормоза, и нет гарантии, что это поможет устранить скрип. Еще один способ устранения скрипа тормозов — установка противоскрипных накладок, которые продаются отдельно от колодок. Тут тоже без гарантий. Если колодки скрипят из-за неудачного состава — поможет только замена на новые.
Некоторые сервисы предлагают услугу проточки тормозных дисков — с помощью токарного станка убираются борта и канавки. Так делать не стоит, так как тормозные диски являются расходными материалами и не подлежат ремонту. Да, дефекты поверхности так можно устранить, но при проточке уменьшается толщина дисков, что негативно сказывается на безопасности.
Краткие выводы
А из-за чего ваши тормоза скрипели и как вы решали проблему? Расскажите в комментариях.
Читайте также в нашем журнале: