Зимняя резина летом

Если круглый год ездить на зимней резине, то можно не покупать комплект летних покрышек, не нужно стоять дважды в год в очередях на шиномонтаж и точно не оштрафуют за несвоевременную смену летних покрышек на зимние. Звучит заманчиво, но делать так, конечно, не стоит.

Рассказываем, чем отличается летняя резина от зимней, почему нужно использовать подходящие сезону покрышки и чем опасно никогда не переобуваться на лето.

Какие есть виды покрышек и чем они отличаются

В зависимости от сезона покрышки делятся на летние, зимние и всесезонные. Все они отличаются не только рисунком протектора, но и составом резины, а также характеристиками.

Летние покрышки — шины, предназначенные для использования в теплое время года. Они разработаны с учетом высоких температур, обеспечивая оптимальное сцепление с поверхностью сухой дороги. Рабочий диапазон температур летних покрышек — от 7°C и выше.

Состав резины летних покрышек жестче, чем у зимних шин, что улучшает сцепление на сухом асфальте при высоких температурах. Протектор обычно имеет менее глубокий и более гладкий рисунок протектора, а также выраженные продольные канавки. Это улучшает контакт с дорогой, снижает коэффициент сопротивления качению и позволяет шинам эффективно справляется с аквапланированием. Летние покрышки в теплое время года обеспечивают хорошие тормозные характеристики, управляемость и стабильность на высоких скоростях.

Рисунок протектора летней резины

Рисунок протектора летней резины

Летние покрышки не подходят для использования в условиях снега или льда, так как их эффективность значительно снижается при низких температурах. При отрицательных температурах летние покрышки «дубеют», а температура -20°С и ниже может привести к необратимому повреждению протектора, поскольку он теряет свою эластичность и становится хрупким.

Зимние покрышкишины, специально разработанные для использования в холодное время года. Они обеспечивают лучший разгон, управляемость и торможение автомобиля на слякотном, заснеженном и холодном дорожных покрытиях. Рабочий диапазон температур зимних покрышек — до 7°C и ниже.

Зимние покрышки мягче и эластичнее летних шин за счет более высокого содержания в составе резины натурального каучука, что позволяет покрышкам оставаться мягкими при низких температурах. У протектора более глубокий и агрессивный рисунок с многочисленными ламелями (мелкими прорезями), которые улучшают сцепление на скользких поверхностях. Зимние покрышки имеют улучшенные тормозные характеристики и управляемость на снегу и льду, что значительно повышает безопасность в зимних условиях.

Рисунок протектора зимней резины

Рисунок протектора зимней резины

Разновидность зимних шин — шипованные (с шипами противоскольжения). Они обеспечивают дополнительное сцепление с обледенелой поверхностью и на слежавшихся снежных покрытиях. Но у шипованных шин есть и недостатки: высокий уровень шума, более жесткая езда по асфальту и повышенный износ дорожного покрытия, особенно в теплое время года.

Всесезонные (всепогодные) покрышки — универсальные шины, предназначенные для использования в различных климатических условиях, включая как летнюю, так и зимнюю погоду. «Всесезонки» — компромисс между летними и зимними шинами и благодаря своим характеристикам они обеспечивают приемлемую производительность как в теплое, так и холодное времена года. Рабочий диапазон температур всесезонных покрышек — от -7°C до 15°C.

Всесезонные покрышки разработаны из резины, которая обеспечивает хорошее сцепление при различных температурах, но не так эффективны при низких температурах, как специализированные зимние шины. Протектор обычно имеет умеренно-агрессивный рисунок, который обеспечивает баланс между сцеплением на сухом и мокром асфальте, а также на легком снегу.

Рисунок протектора всесезонной резины

Рисунок протектора всесезонной резины

Всесезонные покрышки позволяют водителям не беспокоиться о смене шин между сезонами, что удобно для тех, кто живет в регионах с мягким климатом с редкими выпадением снега или образованием наледи на дорогах в зимний период. Эффективность всесезонных покрышек снижается при температурах менее 7°С.

Почему нельзя ездить за зимней резине летом

Разработанные под разные сезоны покрышки — не маркетинговый трюк. Многочисленные исследования показали, что использование зимних покрышек летом ухудшает безопасность езды на автомобиле и ускоряет износ резины.

Так например, тест журнала «За рулем» показал, что тормозной путь (с 80 км/ч до 5 км/ч) зимних покрышек при температуре асфальта в диапазоне +13…+18ºС на 14 — 19% длинее, чем у летних покрышек. Также журналисты выяснили, что тормозной путь (с тех же 80 км/ч до 5 км/ч) зимних покрышек при температурах асфальта +12,7…+14,8ºС на 3-5% длинее, чем при температурах 9,7…–7,3ºС. То есть зимняя резина летом не только тормозит хуже летней, а еще и теряет характеристики при повышении температуры воздуха и асфальта. Это подтверждает тезисы о том, что резину нужно использовать по сезону.

Тормозной путь зимних фрикционных шин при разных температурах

Тормозной путь зимних фрикционных шин при разных температурах

Вот основные причины, почему не стоит использовать зимние покрышки летом:

Снижение безопасности. Летом, при высоких температурах, зимние покрышки из мягкой резины еще больше размягчаются, что ухудшает сцепление с дорогой и увеличивает тормозной путь. Зимний рисунок протектора также плохо сказывается на сцеплении на сухом асфальте и плохо отводит воду на мокрой поверхности, что негативно влияет на управляемость и повышает вероятность аквапланирования.

Ускоренный износ резины. Мягкая зимняя резина с протектором с повышенным коэффициентом трения летом быстрее изнашивается. В жаркое время асфальт разогревается до температур выше 50°С, что приводит к перегреву зимней резины и быстрому ее выходу из строя. Испортить комплект добротной «зимы» можно за одно лето.

Повреждение дорожного покрытия. Зимняя резина с шипами портит дорожное покрытие, а шипы быстрее изнашиваются и теряются.

Снижение акустического комфорта. Зимние шипованные покрышки генерируют шум при движении. Шипы, ударяясь о поверхность дороги, издают гул. Чем выше скорость — тем он громче. Но стоит отметить, что зимние покрышки без шипов за счет более мягкого состава резины обычно тише летних.

Повышенный расход топлива. Зимние покрышки имеют более высокий коэффициент сопротивления качению и более высокие показатели трения, что ухудшает топливную экономичность.

Штрафы за езду на зимней резине летом

Езда летом на шипованной резине запрещена. С 1 сентября 2023 года вступило в силу Постановление правительства №837, которое вносит изменения в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В перечень неисправностей отдельным пунктом вынесли эксплуатацию летом шипованной резины. Основная причина введения ограничений — порча шипами дорожного покрытия в теплое время года.

За езду летом на шипованной резине (даже если все шипы уже выпали) согласно п.1 Статьи 12.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Инспектор ГИБДД также выпишет предписание устранить нарушение.

Шипованная резина

Шипованная резина

При этом за использование летом зимних нешипованных покрышек или всесезонных шин никаких штрафов не предусмотрено.

Зато есть ответственность за другие нарушения, связанных с колесами и шинами. Так, Раздел 5. Колеса и шины Перечня неисправностей запрещает эксплуатацию автомобиля, если:

  • Размерность, категория скорости шин или несущая способность шин не предусмотрены изготовителем;

  • Остаточная глубина рисунка протектора шин ниже предельных значений для конкретной категории транспортного средства (для легкового авто это менее 1,6 мм);
  • Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин составляет менее 4 мм;

  • Шины имеют повреждения или расслоения;

  • Отсутствует хотя бы один болт или гайка крепления дисков и ободьев колес, или имеются следы ремонта крепежных отверстий;

  • На одну ось транспортного средства установлены разные шины;
  • На ведущей оси установлены шины с восстановленным протектором;

  • Вместо золотников установлены заглушки, пробки и другие приспособления.

За повторное нарушение правил эксплуатации транспортного средства водителя могут привлечь по статье 19.3. КоАП РФ, согласно которой за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции предусмотрена ответственность в виде штрафов в размере 2000 — 4000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

Когда лучше менять зимнюю резину на летнюю

Лучше всего менять зимнюю резину на летнюю, когда среднесуточная температура стабильно поднимается выше +7°C — именно при этой температуре летние покрышки полностью соответствуют своим характеристикам. В разных регионах наступление стабильно теплой погоды происходит в разное время, поэтому лучше следить за прогнозом погоды и менять резину, исходя из погодных условий.

Летняя и зимняя резина

Летняя и зимняя резина

Не страшно, если смена зимней резины на летнюю произойдет при температурах на несколько градусов ниже. Главное, чтобы по ночам не было заморозков и не шел обильный снег, что часто бывает в межсезонье. Если так случилось, что машина уже обута в летнюю резину, а ночью выпала недельная норма снега — поездку лучше отложить и добраться по делам или на работу на общественном транспорте либо на такси.

Запомнить

  • Ездить на зимней нешипованной резине и «всесезонке» летом закон не запрещает, но это плохо влияет на безопасность;
  • За езду летом на шипованной резине оштрафуют на 500 рублей и предпишут устранить нарушение;
  • Экономия на сезонном шиномонтаже нивелируется ускоренным износом зимней резины летом и риском попасть в ДТП.

А вы ездите на зимней резине летом? Расскажите в комментариях.

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: