Lada Niva в стиле стенс

Колеса на несколько размеров больше, выставленные «домиком», узкая резина и посадка на «брюхе» — признаки стиля стенс. Его подражатели подпиливают пружины, а истинные фанаты — кастомизируют подвеску для полного соответствия философии тюнинга. На результаты работы одни одобрительно засматриваются, другие требуют немедленной конфискации и обращения в доход государства. В общем, равнодушных мало. Разбираемся, что представляет собой стиль стенс, откуда он появился, за что привлекает и кого раздражает.

Что такое стиль стенс в тюнинге

Стенс (англ. stance) — направление в автомобильном тюнинге, главными отличительными чертами которого являются экстремально низкий клиренс и особое положение колес в арках, часто с отрицательным развалом, хотя и не обязательно. Стиль дополняют переразмеренные широкие колесные диски с подобранными вылетом и низкопрофильной резиной.

Toyota Crown S170 в стиле стенс

Toyota Crown S170 в стиле стенс

Стиль стенс популярен среди любителей тюнинга, желающих придать автомобилю индивидуальный внешний вид, но не всегда он в результате таким получается (некоторые проекты выглядят максимально странно). Зато доработки точно сказываются на комфорте езды, управляемости и безопасности автомобиля, причем не в лучшую сторону.

Как появился стиль стенс

Точный момент зарождения стиля стенс не установлен. Считается, что это направление было берет свое начало из автоспорта, где применение широких колес улучшает сцепление с дорогой и устойчивость в поворотах. К тому же болиды Формула-1 все без исключения посажены на «брюхо» в угоду аэродинамике — а это еще один повод для подражания спортивному «луку».

1954 Mercedes-Benz W196R Formula 1

1954 Mercedes-Benz W196R Formula 1

Что касается отрицательного развала, то впервые это новшество в 70-х годах внедрила в свои спортивные автомобили фирма Porsche. Как показали тесты, небольшой отрицательный развал обеспечивал еще лучший зацеп и устойчивость автомобиля в поворотах по сравнению со стандартными углами постановки колес. В отличие от кустарных переделок, измененные углы постановки колес тщательно выверялись специалистами Porsche и применялись только на автомобилях, участвующих в соревнованиях.

Mercedes-Benz S-Class W222 в стиле стенс

Mercedes-Benz S-Class W222 в стиле стенс

В результате, внешний вид спорткаров с таким сочетанием технических доработок стал привлекательным для любителей тюнинга гражданских машин. Со временем характеристики автомобиля отошли на второй план в угоду внешнему виду. Стиль стенс хорошо прижился в США, Японии и местами в Европе. В России «стенсеры» появились в начале 21 века. Слишком большого распространения этот стиль тюнинга у нас не получил, зато увидеть автомобиль в стиле стенс можно и сейчас на любой крупной выставке.

Причины популярности стиля стенс

Вероятно, одна из главных причин, почему в некоторых регионах стиль стенс стал популярным — это непривередливость к определенным маркам, моделям и даже кузовам автомобилей. «Застенсить» можно любое авто, даже с небольшим базовым бюджетом, купив фактически любую недорогую машину под проект.

ВАЗ-2106 в стиле стенс

ВАЗ-2106 в стиле стенс

Тот же ВАЗ-2106 при правильном подходе смотрится в стиле стенс легитимно, а купить более-менее живой экземпляр под переделку можно начиная с 50 000 рублей. Это вторая причина популярности стенса. В отличие, скажем, от стилей Low Rider, JDM, Hot Rod, Street Rod и прочих экзотических направлений, для которых многие объекты для тюнинга ни то что купить, трудно даже найти на постсоветском пространстве.

Признаки стиля стенс

Независимо от основы проекта, автомобили в стиль стенс объединяют следующие признаки:

  • Заниженная подвеска. Автомобиль опускается ближе к земле (часто — экстремально), чтобы придать ему более приземистый вид;

  • Колесных диски с отрицательным вылетом. Часто используются легкосплавные диски большего диаметра, чем стандартные, с характерной «полочкой»;
  • Низкопрофильная резина. Используются шины с низким профилем с целью визуально увеличить колесный диск;

  • Измененная геометрия подвески. Для достижения нужного угла наклона колес и вылета колесных дисков могут изменяться рычаги и другие элементы подвески;
  • Широкая колея. Некоторые направления стенса предусматривают расширение колеи путем выноса колес за пределы арок. Такие модификации встречаются реже;

  • Расширенные колесные арки. Для установки более широких колесных дисков иногда расширяют колесные арки или устанавливают специальные накладки. Но бывает, что стиль стенс реализуют и без изменения геометрии колесных арок.

Golf R MK6 в стиле стенс

Golf R MK6 в стиле стенс

Как переделать автомобиль под стенс

Основа идеологии стиля стенс — образ, в котором кузов автомобиля создает единое целое с колесами. В дорогих спортивных автомобилях дизайнеры и инженеры по умолчанию стараются реализовать минимальные зазоры между арками и колесами, но жертвовать функционалом они не могут, что их и ограничивает. А стенсеры возводят внешний вид абсолют, удобство и функционал здесь остаются не у дел.

BMW M3 E30 в стиле стенс

BMW M3 E30 в стиле стенс

При описании изменений внешнего вида стенсовых авто, которых тюнеры пытаются достичь с помощью технических доработок, используется специализированные понятия. Вот основная терминология, используемая в стенсе:

  • Fitment (англ. стыковка, взаимное расположение) — положение колеса относительно арки;

  • Static Drop (англ. статическое занижение) — замена стоковой подвески на винтовую с необходимым занижением. Без заезда в сервис или гараж клиренс изменить не получится, это вариант для езды на каждый день;
  • Air suspension (англ. пневматическая подвеска) — использование пневматической подвески для регулирования клиренса. В любой момент по нажатию кнопки из салона можно как занизить, так и увеличить клиренс, спуская или накачивая пневмобаллоны подвески соответственно. Это более дорогостоящее переоборудование, но оно дает несколько преимуществ: возможность спокойно передвигаться по городу при увеличенном клиренсе, а также добиться минимального фитмента при его снижении;

  • Wheel gap (англ. зазор до колеса) — расстояние между аркой и колесом с шиной;

  • Wheel offset (англ. вылет колеса) — расстояние от поверхности крепления ступицы до центральной линии колесного диска. Вылеты бывают: нулевой, положительный, отрицательный;

  • Rim gap (англ. зазор до диска) — расстояние между аркой и кромкой колесного диска.

В основном стенсеры стараются реализовать необходимый фитмент, а остальные параметры больше относятся к технической реализации, косметике, удобстве повседневного использования и сложности переоборудования автомобиля в первоначальное состояние.

Lada Samara (2113) в стиле стенс

Lada Samara (2113) в стиле стенс

Для того, чтобы выставить правильный фитмент, иногда требуется установка специальных расширяющих накладок на арки, так как заводские арки на автомобилях часто не достаточно эстетично выглядят и не позволяют добиться нужного эффекта.

Также одной из важнейших задач стенсеров является подбор правильных легкосплавных дисков под проект. Они должны соответствовать параметрам и стать основой стиль. Бывает, что стенс-проект строят вокруг дисков — сначала покупается удачное «литье», а под него уже подбирается кузов.

Разновидности стиля стенс

Помимо общих методов стилизации направления стенс, есть также разновидности. Чаще всего можно встретить следующие виды стенса:

Виды фитмента — российской локализации этим названиям нет

Виды фитмента — российской локализации этим названиям нет

Как видно на изображении выше, есть как технические, так и чисто визуальные различия направлений стенса. Вот в чем их разница:

  • Stock — заводской вариант подвески с большими ходами, стандартными пружинами и амортизаторами;
  • Dropped (на пружинах) — занижение клиренса путем укорачивания пружин. Это наиболее простой и бюджетный способ «уронить» автомобиль на землю. В некоторых регионах России это было так популярно, что даже появлялись автосервисы, специализирующиеся на подпиливании пружин;
  • Dropped (на винтовой подвеске) — занижение клиренса с помощью регулировки винтовой подвески (койловеров). Позволяет менять дорожный просвет без переделок конструкции;

  • Slammed — развитие стиля Dropped с использованием койловеров, только здесь подвеска занижается до экстремальных значений и колеса максимально утапливаются в арки. В такой конфигурации часто при движении автомобиля резина трется об арку и подкрылки;
  • Flush — заниженная подвеска в комплекте с широкими дисками и низкопрофильной резиной. Главная особенность стиля — кромка крыла и лицевая поверхность диска расположены на одном уровне (заподлицо);
  • Hella Flush — развитие стиля Flush с дополнительно переоборудованной подвеской под отрицательный развал. Пятно контакта покрышки с дорогой уменьшается, из-за чего резина быстрее изнашивается;

  • Hella Fail — еще один вариант  стиля Flush с экстремальными углами отрицательного развала. Резина здесь расходник;

  • Paddi Flush — низкий клиренс, заводской развал, однако подвеска переоборудована так, чтобы колеса максимально выпирали из арок. Это расширяет колею автомобиля и придает особый внешний вид.

Как видно, в стенсе есть и довольно простые решения, например, Dropped, когда меняют стиль автомобиля, особо не ухудшая его ходовые качества. Hella Fail, напротив, имеет сомнительный внешний вид и утрачивает возможность нормально передвигаться по улицам. Впрочем, на вкус и цвет.

Виды вылета колесного диска

Виды вылета колесного диска

Отрицательный вылет колеса — излюбленный косметический прием в стиле стенс, правда, порой требующий также и технических доработок. По сравнению с вмешательствами в углы развала — вполне безобидное улучшение.

Безопасность стиля стенс

Тестирование безопасности переделанных под стенс автомобилей не проводилось ввиду того, что это штучные экземпляры и тюнингуют их не для того, чтобы разбить в ближайшей лаборатории. Но здесь не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что любые переделки стандартной конструкции влияют на безопасность. Не зря производители ограничивают даже допустимые размеры колес и покрышек, а в законодательствах стран требуют соблюдать эти рекомендации. А уж переделки шасси под занижение, а тем более под отрицательный развал — точно сказываются на управляемости и безопасности автомобиля.

Audi 100 2-door в стенсе

Audi 100 2-door в стенсе

 

Правда, стоит отметить, что стиль стенс нельзя назвать общественно опасным тюнингом, в отличие от стритрейсинга, где мощность двигателя и динамические характеристики провоцируют владельцев таких авто на злостные нарушения правил дорожного движения, в которых могут пострадать случайные люди. В случае стенса — это по сути внешняя косметика, а передвигаться на таких автомобилях по городу даже на низкой скорости достаточно проблематично, поэтому спровоцировать массовые аварии сложно (но не исключено).

Критика тюнинга стенс

Стиль стенс регулярно сталкивается с критикой с разных сторон. Производители автомобилей в первую очередь недовольны такими переделками потому, что они напрямую влияют на безопасность. С ними, разумеется, согласны и различные ведомства, оценивающие безопасность транспортных средств.

Lada Niva 4x4 Bronto в стенс-тюнинге

Lada Niva 4×4 Bronto в стенс-тюнинге

Обычным водителям стиль стенс также может доставлять проблем на дороге, поскольку передвигаются такие авто в городских условиях с большим трудом — одни только лежачие полицейский могут стать непреодолимой преградой и здорово замедлить трафик своими неуклюжими попытками проехать препятствие. Приходится подкладывать доски у искусственных неровностей, нагружать корму, чтобы проехал перед, и проводить другие манипуляции под раздраженное ворчание потока.

Впрочем, в России это явление на дорогах стало довольно редкой проблемой, так как внесение подобных изменений в конструкцию автомобиля у нас незаконно.

Законность стиля стенс в России

Установка на автомобиль деталей, не предусмотренных производителем, считается внесением изменений в конструкцию. Даже колесные диски отличного от рекомендованных заводом размеров подпадают под понятие изменений конструкции. Вряд ли остановят и оштрафуют за диски на размер больше положенных, но стенсеры этим не ограничиваются и их переделки трудно не заметить.

Hella Fail во всей красе (эвакуатор на заднем плане многое объясняет)

Hella Fail во всей красе (эвакуатор на заднем плане многое объясняет)

Полный перечень критериев по модернизации автомобилей содержится в Техрегламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Согласно этому документу стиль стенс находится вне закона на территории Таможенного союза, так как предусматривает серьезные изменения конструкции автомобиля. Поэтому стенсеры и исчезли с улиц городов.

Переделать автомобиль под стенс по-прежнему можно, но передвигаться на нем по общественным дорогам уже не получится, так как для этого потребуется пройти экспертизу в специально аккредитованных технических лабораториях, перечисленных в едином реестре соответствия ЕАЭС. С учетом характера изменений, предусмотренных стилем стенс, разрешение никто не даст. Максимум на что можно рассчитывать — это получить добро на установку других дисков и легкое занижение клиренса. Но для этого нужно будет пройти семь кругов бюрократического ада, а полноценного стенса все равно не получится.

Volvo 242 Coupe в стиле стенс

За незаконное передвижение по общественным дорогам на автомобиле с измененной конструкцией водителя привлекут к ответственности по статье 12.5 КоАП РФ. Инспектор ГИБДД выдаст штраф в размере 500 рублей а, также предписание, которое обязывает владельца автомобиля привести ТС к заводскому состоянию. В противном случае автомобиль снимут с регистрации.

Что в итоге

  • Стенс — доступный и гибкий стиль тюнинга, философия которого основана на низкой посадке кузова и особом расположении колес в арках;
  • Переделать автомобиль под стенс можно различными способами, в том числе бюджетным подпиливанием пружин. Однако полноценная доводка стилистики требует существенных технических доработок;

  • Ради косметического эффекта стенсеры жертвуют безопасностью, удобством и ходовыми характеристиками автомобиля;

  • На территории России и Таможенного союза стиль стенс находится вне закона. Реализовать проект можно, но возить автомобиль придется на эвакуаторе или кататься на закрытых треках;

  • За незаконное передвижение по общественным дорогам на стенсовом авто дадут штраф в 500 рублей и предпишут вернуть заводское состояние.
Mitsubishi Lancer 10 в стенс-тюнинге

Mitsubishi Lancer 10 в стенс-тюнинге

Напишите в комментариях, что вы думаете про стиль стенс?

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: