Колеса на несколько размеров больше, выставленные «домиком», узкая резина и посадка на «брюхе» — признаки стиля стенс. Его подражатели подпиливают пружины, а истинные фанаты — кастомизируют подвеску для полного соответствия философии тюнинга. На результаты работы одни одобрительно засматриваются, другие — требуют немедленной конфискации и обращения в доход государства. В общем, равнодушных мало. Разбираемся, что представляет собой стиль стенс, откуда он появился, за что привлекает и кого раздражает.
Что такое стиль стенс в тюнинге
Стенс (англ. stance) — направление в автомобильном тюнинге, главными отличительными чертами которого являются экстремально низкий клиренс и особое положение колес в арках, часто с отрицательным развалом, хотя и не обязательно. Стиль дополняют переразмеренные широкие колесные диски с подобранными вылетом и низкопрофильной резиной.
Стиль стенс популярен среди любителей тюнинга, желающих придать автомобилю индивидуальный внешний вид, но не всегда он в результате таким получается (некоторые проекты выглядят максимально странно). Зато доработки точно сказываются на комфорте езды, управляемости и безопасности автомобиля, причем не в лучшую сторону.
Как появился стиль стенс
Точный момент зарождения стиля стенс не установлен. Считается, что это направление было берет свое начало из автоспорта, где применение широких колес улучшает сцепление с дорогой и устойчивость в поворотах. К тому же болиды Формула-1 все без исключения посажены на «брюхо» в угоду аэродинамике — а это еще один повод для подражания спортивному «луку».
Что касается отрицательного развала, то впервые это новшество в 70-х годах внедрила в свои спортивные автомобили фирма Porsche. Как показали тесты, небольшой отрицательный развал обеспечивал еще лучший зацеп и устойчивость автомобиля в поворотах по сравнению со стандартными углами постановки колес. В отличие от кустарных переделок, измененные углы постановки колес тщательно выверялись специалистами Porsche и применялись только на автомобилях, участвующих в соревнованиях.
В результате, внешний вид спорткаров с таким сочетанием технических доработок стал привлекательным для любителей тюнинга гражданских машин. Со временем характеристики автомобиля отошли на второй план в угоду внешнему виду. Стиль стенс хорошо прижился в США, Японии и местами в Европе. В России «стенсеры» появились в начале 21 века. Слишком большого распространения этот стиль тюнинга у нас не получил, зато увидеть автомобиль в стиле стенс можно и сейчас на любой крупной выставке.
Причины популярности стиля стенс
Вероятно, одна из главных причин, почему в некоторых регионах стиль стенс стал популярным — это непривередливость к определенным маркам, моделям и даже кузовам автомобилей. «Застенсить» можно любое авто, даже с небольшим базовым бюджетом, купив фактически любую недорогую машину под проект.
Тот же ВАЗ-2106 при правильном подходе смотрится в стиле стенс легитимно, а купить более-менее живой экземпляр под переделку можно начиная с 50 000 рублей. Это вторая причина популярности стенса. В отличие, скажем, от стилей Low Rider, JDM, Hot Rod, Street Rod и прочих экзотических направлений, для которых многие объекты для тюнинга ни то что купить, трудно даже найти на постсоветском пространстве.
Признаки стиля стенс
Независимо от основы проекта, автомобили в стиль стенс объединяют следующие признаки:
Как переделать автомобиль под стенс
Основа идеологии стиля стенс — образ, в котором кузов автомобиля создает единое целое с колесами. В дорогих спортивных автомобилях дизайнеры и инженеры по умолчанию стараются реализовать минимальные зазоры между арками и колесами, но жертвовать функционалом они не могут, что их и ограничивает. А стенсеры возводят внешний вид абсолют, удобство и функционал здесь остаются не у дел.
При описании изменений внешнего вида стенсовых авто, которых тюнеры пытаются достичь с помощью технических доработок, используется специализированные понятия. Вот основная терминология, используемая в стенсе:
В основном стенсеры стараются реализовать необходимый фитмент, а остальные параметры больше относятся к технической реализации, косметике, удобстве повседневного использования и сложности переоборудования автомобиля в первоначальное состояние.
Для того, чтобы выставить правильный фитмент, иногда требуется установка специальных расширяющих накладок на арки, так как заводские арки на автомобилях часто не достаточно эстетично выглядят и не позволяют добиться нужного эффекта.
Также одной из важнейших задач стенсеров является подбор правильных легкосплавных дисков под проект. Они должны соответствовать параметрам и стать основой стиль. Бывает, что стенс-проект строят вокруг дисков — сначала покупается удачное «литье», а под него уже подбирается кузов.
Разновидности стиля стенс
Помимо общих методов стилизации направления стенс, есть также разновидности. Чаще всего можно встретить следующие виды стенса:
Как видно на изображении выше, есть как технические, так и чисто визуальные различия направлений стенса. Вот в чем их разница:
Как видно, в стенсе есть и довольно простые решения, например, Dropped, когда меняют стиль автомобиля, особо не ухудшая его ходовые качества. Hella Fail, напротив, имеет сомнительный внешний вид и утрачивает возможность нормально передвигаться по улицам. Впрочем, на вкус и цвет.
Отрицательный вылет колеса — излюбленный косметический прием в стиле стенс, правда, порой требующий также и технических доработок. По сравнению с вмешательствами в углы развала — вполне безобидное улучшение.
Безопасность стиля стенс
Тестирование безопасности переделанных под стенс автомобилей не проводилось ввиду того, что это штучные экземпляры и тюнингуют их не для того, чтобы разбить в ближайшей лаборатории. Но здесь не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что любые переделки стандартной конструкции влияют на безопасность. Не зря производители ограничивают даже допустимые размеры колес и покрышек, а в законодательствах стран требуют соблюдать эти рекомендации. А уж переделки шасси под занижение, а тем более под отрицательный развал — точно сказываются на управляемости и безопасности автомобиля.
Правда, стоит отметить, что стиль стенс нельзя назвать общественно опасным тюнингом, в отличие от стритрейсинга, где мощность двигателя и динамические характеристики провоцируют владельцев таких авто на злостные нарушения правил дорожного движения, в которых могут пострадать случайные люди. В случае стенса — это по сути внешняя косметика, а передвигаться на таких автомобилях по городу даже на низкой скорости достаточно проблематично, поэтому спровоцировать массовые аварии сложно (но не исключено).
Критика тюнинга стенс
Стиль стенс регулярно сталкивается с критикой с разных сторон. Производители автомобилей в первую очередь недовольны такими переделками потому, что они напрямую влияют на безопасность. С ними, разумеется, согласны и различные ведомства, оценивающие безопасность транспортных средств.
Обычным водителям стиль стенс также может доставлять проблем на дороге, поскольку передвигаются такие авто в городских условиях с большим трудом — одни только лежачие полицейский могут стать непреодолимой преградой и здорово замедлить трафик своими неуклюжими попытками проехать препятствие. Приходится подкладывать доски у искусственных неровностей, нагружать корму, чтобы проехал перед, и проводить другие манипуляции под раздраженное ворчание потока.
Впрочем, в России это явление на дорогах стало довольно редкой проблемой, так как внесение подобных изменений в конструкцию автомобиля у нас незаконно.
Законность стиля стенс в России
Установка на автомобиль деталей, не предусмотренных производителем, считается внесением изменений в конструкцию. Даже колесные диски отличного от рекомендованных заводом размеров подпадают под понятие изменений конструкции. Вряд ли остановят и оштрафуют за диски на размер больше положенных, но стенсеры этим не ограничиваются и их переделки трудно не заметить.
Полный перечень критериев по модернизации автомобилей содержится в Техрегламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Согласно этому документу стиль стенс находится вне закона на территории Таможенного союза, так как предусматривает серьезные изменения конструкции автомобиля. Поэтому стенсеры и исчезли с улиц городов.
Переделать автомобиль под стенс по-прежнему можно, но передвигаться на нем по общественным дорогам уже не получится, так как для этого потребуется пройти экспертизу в специально аккредитованных технических лабораториях, перечисленных в едином реестре соответствия ЕАЭС. С учетом характера изменений, предусмотренных стилем стенс, разрешение никто не даст. Максимум на что можно рассчитывать — это получить добро на установку других дисков и легкое занижение клиренса. Но для этого нужно будет пройти семь кругов бюрократического ада, а полноценного стенса все равно не получится.
За незаконное передвижение по общественным дорогам на автомобиле с измененной конструкцией водителя привлекут к ответственности по статье 12.5 КоАП РФ. Инспектор ГИБДД выдаст штраф в размере 500 рублей а, также предписание, которое обязывает владельца автомобиля привести ТС к заводскому состоянию. В противном случае автомобиль снимут с регистрации.
Что в итоге
Напишите в комментариях, что вы думаете про стиль стенс?
Читайте также в нашем журнале: