Чтобы колесо автомобиля вращалось, его необходимо надежно закрепить, обеспечив при этом свободное вращение. За это отвечает колесная ступица. Также она передает крутящий момент на ведущие колеса и выполняет некоторые другие важные функции. Рассказываем, что такое ступица, как она устроена, где находится и что в ней может сломаться.
Что такое ступица
Ступица — в техническом контексте это любая центральная часть вращающейся детали с отверстием под насадку на вал или ось. В бытовом применении под ступицей чаще понимается ступица колеса автомобиля, представляющая собой металлическую деталь, которая вращается на валу или полуосях и обеспечивает крепление колеса автомобиля.
Ступицы изготавливаются литьем с последующей токарно-фрезерной обработкой, что обеспечивает надежность и долговечность данного узла.
Для чего нужна ступица
Основной функционал ступицы — обеспечение свободного вращения колес, а на ведущих осях ступица также выполняет функцию передачи крутящего момента. Колесные диски автомобиля прикручиваются болтами (или гайками через шпильки) непосредственно к ступице.
Также на ступице центрируются и крепятся элементы тормозной системы автомобиля (тормозные диски или барабаны), которые замедляют вращение ступицы, обеспечивая торможение автомобиля. При снятии колеса с авто к наружной части ступицы открывается доступ, как и к элементам тормозной системы.
Виды ступиц
Официальной классификации ступиц нет, но их можно поделить на четыре большие группы по конструктивным особенностям. Различают ступицы для ведущих неуправляемых, ведущих управляемых, ведомых неуправляемых и ведомых управляемых колес.
Из чего состоит ступица
Все колесные ступицы имеют схожую конструкцию без принципиальных отличий в плане функционала. Меняется в основном конфигурация узла, куда она входит. Это, в основном, зависит от типа привода и оси автомобиля. Единого стандарта ступицы колеса нет, поэтому каждый производитель использует свои конструктивные особенности.
1. Поворотный кулак; 2. Наружные грязеотражающие кольца; 3. Ступичный подшипник; 4. Ступица колеса; 5. Упорная шайба; 6. Гайка; 7. Стопорные кольца; 8. Внутреннее грязеотражающее кольцо.
На схеме выше изображена передняя ступица в составе узла поворотного кулака — это управляемая ось. С помощью шайбы, гайки и шлицевой части ступица колеса фиксируется на полуоси, обеспечивающей ее вращение. Ступичный подшипник запрессовывается в поворотный кулак и дает возможность ступице свободно в нем вращаться. Стопорные кольца не дают узлу самопроизвольно разобраться, а грязеотражающие кольца защищают узел от пыли и влаги. Конструкция максимально простая и надежная.
На схеме выше — ступица со шпильками, составные детали ступичного подшипника, элементы фиксации ступицы на оси (в данном случае это корончатая гайка и шплинт), пылезащитный колпачок. Как видно — ломаться здесь, кроме подшипника, нечему.
А так выглядит ступица колеса без сопутствующих деталей. Можно рассмотреть пять отверстий с резьбой для крепления колесного диска, шлицевую часть под полуось внутри детали и фланец спереди, где будет находиться крепеж полуоси, который будет закрыт специальным колпачком. Сзади ступицы расположен ступичный подшипник.
Также на ступицах часто имеется зубчатое колесо — так называемый импульсный диск — который является частью системы ABS. С помощью импульсного диска антиблокировочная система считывает обороты колеса.
Принцип работы ступицы
Колесная ступица с помощью шпоночного паза или шлицевого профиля жестко закрепляется на валу или оси, за счет чего и происходит вращение ступицы, а вместе с ней и колеса. Подшипник, устанавливаемый в ступицу, жестко фиксирует конструкцию на подвеске и воспринимает нагрузки от веса автомобиля, торможений, ускорений, поворотов.
Существует несколько видов ступичных подшипников:
Независимо от конструкции к ступичным подшипникам предъявляются особые требования в плане надежности и безопасности. Со временем они выходят из строя и требуют замены, тогда как сама ступица рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля.
Причины неисправностей ступицы
Сама ступица, как цельнолитая деталь, редко выходит из строя. В основном ступица повреждается в результате выхода из строя ступичного подшипника и продолжительной эксплуатации автомобиля без его замены. Также ступица может быть повреждена в результате ДТП.
Обычно из строя выходит ступичный подшипник. Основные причины:
Признаки неисправности ступицы
Признаки неисправности ступиц в основном относятся к ступичным подшипникам. Наиболее распространенные симптомы:
Ни ступица, ни ступичный подшипник ремонту не подлежат. При их неисправностях детали меняют на новые. Поврежденный подшипник выдаст себя гулом, однако продолжит выполнять свои функции. Если шум игнорировать — подшипник вскоре начнет рассыпаться и может повредить ступицу. Это небезопасно и увеличивает стоимость ремонта.
Проверить ступичный подшипник несложно даже в домашних условиях. Необходимо вывесить колеса (можно по одному) и вручную вращать колеса (не забываем предварительно перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение). Неисправный подшипник будет издавать гул или шелест. Также необходимо покачать колесо двумя руками влево-вправо и вверх-вниз. Это позволит выявить люфт, который тоже говорит об износе подшипника.
А вот заменить подшипник без специального пресса самостоятельно не получится — придется обратиться на станцию технического обслуживания или покупать дорогостоящее оборудование.
Что еще важно знать про ступицы
Но по поводу необходимости этой операции ходят споры, убедительных аргументов против при этом не имеется, а снять колесо потом действительно проще. А вы смазываете ступицу перед установкой колеса?
Читайте также в нашем журнале: