Автомобильный аккумулятор

И на этот раз безопасность главного героя зависит отнюдь не от правильно поставленной запятой, как в крылатой фразе “казнить нельзя помиловать” из повести “В стране невыученных уроков” за авторством Лии Гераскиной. Да, по вопросу последовательности отключения клемм аккумулятора автомобиля ведутся споры то ли со времен появления Интернета, то ли с момента создания самих аккумуляторов. Одни автоэксперты считают, что сначала нужно отключать минус, другие твердят – что только плюс. Сторонников той или иной теории, также как с курицей и яйцом, примерно поровну. Какую клемму нужно первой снимать с аккумулятора с точки зрения электротехнической безопасности и что говорят заводские инструкции по эксплуатации автомобилей на этот счёт – мы и расскажем в этой статье и поставим точку в этом популярном споре.

Для тех читателей, кому нужен быстрый ответ или готовая инструкция к действию, отвечаем на вопрос сразу:

При снятии аккумулятора с автомобиля сначала отключается клемма с “минусом” (-), потом с “плюсом” (+). При установке аккумулятора последовательность обратная – сначала подключается клемма с “плюсом” (+), потом с “минусом” (-).*

*Методика действует всегда за исключением случаев, когда добраться до отрицательной клеммы аккумулятора, не отключив положительную, невозможно из-за конструктивных особенностей автомобиля.

А почему так важно отключать сразу “минус” аккумулятора – мы подробно и популярно объясним ниже по тексту.

Как устроена бортовая сеть автомобиля

Кратко и на понятном языке расскажем об устройстве бортовой сети автомобиля, так как это важно для понимания вопроса по поводу последовательности снятия клемм аккумулятора. Поскольку в материале идёт речь про классические аккумуляторные батареи для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, дальше будем рассматривать только такое исполнение, не затрагивая из-за принципиальных различий электромобили, в которых аккумуляторные батареи выступают в качестве тяговых.

Бортовая сеть автомобиля с двигателем внутреннего сгорания – электрическая сеть постоянного тока, источником энергии для всех потребителей которой выступают генератор в качестве основного устройства и аккумуляторная батарея (АКБ) в качестве вспомогательного. К потребителям же относятся почти все остальные устройства бортовой сети (электроника, освещение, система вентиляции и обогрева, акустическая система, датчики, мультимедийные устройства и другое).

Под капотом Volkswagen Tiguan R 2022 модельного года
Под капотом Volkswagen Tiguan R 2022 модельного года

Помимо питания всей бортовой сети генератор также заряжает аккумулятор. “Батарейка” служит резервным источником энергии (главное назначение – запуск остановленного двигателя). Все современные легковые автомобили питаются от сети в 12 вольт, в тяжелой технике чаще применяется 24 вольта.

И важный момент – отличие от бытовых сетей переменного тока, где имеется “плюс”, “минус” и “земля”. В автомобилях ток постоянный, с “плюсом” все понятно, “минусом” (или “массой”) выступает кузов автомобиля, а заземления и вовсе нет. Решение замыкать электрическую цепь через кузов (так называемая однополярная схема) позволило производителям примерно вдвое сократить количество электрических проводов и, помимо этого, улучшить надежность бортовой сети. К потребителю электричества достаточно подать только “плюс”, а “минус” можно взять с ближайшей точки “массы” на кузове, замкнув таким образом цепь.

Почему первой надо снимать минусовую клемму

В положительных сторонах автомобильной однополярной электрической схемы мы разобрались, теперь стоит упомянуть и отрицательные моменты такого метода подключения – “минус” на “массе” есть всегда, а значит если “плюс” попадет на кузов – будет короткое замыкание. Это может произойти из-за ошибки подключения проводов при ремонте проводки, обрыве “плюсовых” проводов в результате эксплуатации или от времени, или… При снятии аккумулятора.

Конечно, бортовая сеть автомобиля тщательно защищена предохранителями – в случае пробоя “плюса” на “массу” предохранитель должен обесточить часть бортовой сети с коротким замыканием. Но предохранителя между плюсовой клеммой, гаечным ключом, которым вы можете захотеть открутить первой плюсовую клемму аккумулятора, и кузовом нет.

Аккумулятор Mitsubishi Lancer Evolution IX FQ-360
Аккумулятор Mitsubishi Lancer Evolution IX FQ-360

Да, именно короткое замыкание от плюсовой клеммы на кузов через гаечный ключ (“трещотку” или любой другой металлический инструмент, с помощью которого можно крутить гайки) и является наиболее частой причиной выхода из строя автомобильной электроники при снятии аккумулятора. Поэтому абсолютное большинство производителей автомобилей рекомендуют при снятии аккумулятора сначала отключать минусовую клемму. Так вы гарантированно отключаете кузов от “массы”, и даже если при последующем откручивании “плюса” вы дотронетесь ключом к кузову – короткого замыкания не будет и “мозги” автомобиля не пострадают.

Официальные рекомендации автопроизводителей

На примере вырезок из случайных заводских инструкций автопроизводителей (мы пользовались переведенными на русский язык изданиями) доказываем, что первой нужно снимать отрицательную клемму аккумулятора. Это рекомендация абсолютного большинства брендов, но мы приведем только некоторые из них.

Audi

«…Чтобы снять аккумулятор, сначала удалите пластиковую крышку или подушку заднего сиденья (в зависимости от расположения) как описано в Разделе 11. Ослабьте зажимной болт и отсоедините отрицательный провод от клеммы аккумулятора. Тем же способом отсоедините положительный провод (см. иллюстрацию)…»,

Ремонт и техобслуживание Audi 100 C3, дизель, раздел “Силовой агрегат”, подраздел “Запуск и зарядка”.

BMW

«…Снятие АБ необходимо проводить в следующем порядке. Выключить зажигание. Снять обивку багажника, взявшись сверху за ручку в панели обивки, переместить ее вниз. Снять пластиковую защитную крышку. Отсоединить «-» провод от АБ. Отсоединить «+» провод от АБ. Заизолировать полиэтиленовым чехлом «+» провод… Установку АБ следует проводить в обратном порядке…»,

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию BMW 5 Серии E39, модели 1995-2003 гг. выпуска с бензиновыми и дизельными двигателями (Москва, Легион-Автодата, 2015).

Ford

«…Снятие аккумулятора. 1. Отсоедините провода аккумулятора, начиная с отрицательного провода (см. рис.2.1)… Установка – в порядке, обратном снятию…»,

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию Форд Мондео 1, 1993-1996, бензин.
Напряжение аккумуляторной батареи
Напряжение аккумуляторной батареи

Renault

«…Снятие аккумулятора… 3. Ослабьте пластмассовую гайку клеммы и отсоедините отрицательный зажим от аккумулятора… Ослабьте пластмассовую гайку клеммы и отсоедините провод положительной клеммы (обратитесь к сопроводительной иллюстрации)…»,

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию Рено Меган 1, 1995-2002.

Land Rover

«…Снятие и установка аккумулятора… 2. Снимите крышку аккумуляторной батареи. 3. Отсоедините провод “массы” от аккумуляторной батареи. Для получения дополнительной информации обратитесь к Спецификация. 4. Отсоедините положительный провод аккумулятора…»,

Руководство по ремонту и техническому обслуживанию Ленд Ровер Дискавери 3, 2004-2009.

Так можно продолжать цитировать сколько угодно долго – производители из совершенно разных регионов в заводских инструкциях предписывают одно и то же – первой нужно снимать отрицательную клемму аккумулятора.

Но на некоторых автомобилях конструктивно невозможно придерживаться правильной очередности снятия клемм аккумулятора, так как “батарейка” может быть расположена таким образом, что добраться до минусовой клеммы, не отключив предварительно плюсовую, невозможно (например, Peugeot 308, 3008, 408). В таких случаях необходимо действовать как есть – сначала снимать плюс, потом минус, и соблюдать при этом технику безопасности. Главное правило – не замкнуть плюс на кузов.

Также в некоторых автомобилях производства до 1950-1960-х годов практиковалось заземление на плюсовую клемму аккумулятора (например, ГАЗ-М-20 «Победа»), однако от такого метода подключения позже полностью отказались из-за обнаруженного эффекта электрохимической коррозии кузова. Также тогда начала появляться различная электроника, для удобства подключения которой к бортовой сети автомобилей требовалась определенность производителей с “массой”. И примерно с тех пор все автомобили и начали выпускать с “массой” на “минус”.

В тех редких автомобилях с заземлением на плюс, конечно, необходимо сразу отключать плюс, но вряд ли кто-то из наших читателей сегодня обслуживает такие раритеты. И даже если такие и есть (отдельный вам за это респект, кстати) – вопрос какую клемму отключать первой для таких умельцев однозначно находится вне списка приоритетов – там есть чем заняться и без этого.

Конструктивная особенность Peugeot 308: первой придется отключать плюсовую клемму аккумулятора
Конструктивная особенность Peugeot 308: первой придется отключать плюсовую клемму аккумулятора

Как отличить “плюс” от “минуса” если нет обозначений

У некоторых автолюбителей помимо вопроса очередности отключения клемм могут возникнуть сложности с тем, как отличить минусовую клемму аккумулятора от плюсовой. Особенно если на аккумуляторе или его крышке нет никаких обозначений (что сегодня редкость, так как согласно европейским стандартам АКБ обязана иметь обозначения полярности, причем надпись должна быть рельефная, чтобы можно было даже при плохом освещении понять, где “плюс”, где “минус”). Рассказываем, как определить полярность аккумуляторной батареи.

По размерам клемм

Плюсовая клемма почти всегда большего размера, поэтому “плюс” от “минуса” можно отличить визуально, если есть доступ к обоим выводам. Если “на глазок” это не получается сделать – возьмите любой измерительный инструмент, или подручное средство (например, спичку или маленькую веточку).

Визуально хорошо видно, что клемма "плюса" (справа) больше "минуса" (слева)
Визуально хорошо видно, что клемма “плюса” (справа) больше “минуса” (слева)

Но рекомендуем сначала еще раз убедиться, что обозначений “плюса” и “минуса” нет ни на одной из клемм, на защитных клеммных колпачках или на декоративных крышках. Где-то это должно быть помечено. Иногда используется цветовое обозначение – красным помечают “плюсовой” вывод АКБ, синим – “минусовой”.

С помощью мультиметра

Этот инструмент незаменимый помощник при диагностике автомобильной электрики, а учитывая невысокую его стоимость мультиметр желательно иметь всем автовладельцам, которые планируют что-то ремонтировать самостоятельно.

Проверка аккумулятора мультиметром
Проверка аккумулятора мультиметром

Настройки мультиметра следующие. Черный щуп – в гнездо COM (отрицательный полюс), красный щуп – в гнездо VΩmA (положительный полюс). Диапазон измерения – 20 В для секции постоянного тока (под буквой V на мультиметре будут две прямые полосы или же эта секция будет обозначена как DCV – direct current voltage – напряжение постоянного тока). Подключаем щупы к аккумулятору в любом порядке, на дисплее мультиметра отобразится напряжение в вольтах.

  • Если значение на дисплее положительное (примерно 12 В), значит щупы подключены правильно (чёрный провод на “минус”, красный на “плюс”);
  • Если значение на дисплее отрицательное (примерно -12 В), значит щупы подключены неправильно (чёрный провод на “плюс”, красный на “минус”).
Проверка аккумулятора мультиметром
Проверка аккумулятора мультиметром

На изображении выше наглядно показан пример правильного подключения, когда красный щуп мультиметра подключен к положительной клемме аккумулятора, а чёрный – к отрицательной.

Лампой накаливания и проводом

Если под рукой есть любой провод (желательно – медный) и лампа накаливания, рассчитанная на напряжение в 12 В (подойдет, например, лампочка от габаритных огней автомобиля, или салонного светильника), то с помощью этого нехитрого набора тоже легко понять, где какая клемма.

Для этого к цоколю лампы необходимо прикрутить один конец медного провода, а другой его конец посадить на массу (кузов), прикрутив к любому некрашеному металлическому элементу на кузове (и не из цветного металла). После этого нижней частью лампочки (“пятачком”) нужно поочередно дотронуться до клемм аккумулятора. Где лампочка загорится – там и плюс. Если лампочка не загорается – возможно плохо выбрана точка массы на кузове (попробуйте другие места), или аккумулятор полностью разряжен.

Лампа накаливания
Лампа накаливания

Картофель всему голова

Относительно простой способ определить полярность аккумулятора, однако помимо сырого картофеля вам понадобится еще два медных провода. Картофелину разрезаем пополам, и в свежий срез на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга вставляем провода, подключенные к клеммам аккумулятора. Через 5-10 минут (а, возможно, и раньше), вокруг одного из вставленных проводов картофель станет зеленеть. Так вы определите плюсовой провод.

Заключение

Если быть откровенными, то для хорошего специалиста нет разницы, какую клемму снимать первой – понимание процесса, грамотный выбор инструмента и осторожность при работе – и вряд ли возникнут какие-то проблемы со снятием или установкой аккумулятора и уже тем более с повреждениями автомобильной электроники в ходе этих работ. Главное – не замкнуть “плюс” на кузов.

Ну а для всех остальных автолюбителей, кто только учится ремеслу самостоятельного ремонта своих “ласточек” и внимательно дочитал статью для конца, еще раз напомним: когда снимаешь аккумулятор – отключай первым “минус”, когда ставишь – подключай сначала “плюс”.

Крышка плюсовой клеммы аккумулятора
Крышка плюсовой клеммы аккумулятора

Запомнить очередность легко: снимать аккумулятор = что-то отнимать у автомобиля (значит «-»), устанавливать аккумулятор = что-то прибавлять к автомобилю (значит «+»).

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Читайте также в нашем журнале:

Рубрики:

Последние новости: