Автомобильный аккумулятор

И безопасность зависит отнюдь не от правильно поставленной запятой как в крылатой фразе «казнить нельзя помиловать» из повести «В стране невыученных уроков» за авторством Лии Гераскиной.

По вопросу последовательности отключения клемм аккумулятора автомобиля ведутся споры то ли со времен появления Интернета, то ли с момента создания самих аккумуляторов. Одни автоэксперты считают, что сначала нужно отключать минус, другие твердят – что только плюс. Сторонников той или иной теории, также как с курицей и яйцом, примерно поровну.

Какую клемму нужно первой снимать с аккумулятора с точки зрения электротехнической безопасности и что говорят заводские инструкции по эксплуатации автомобилей на этот счёт – мы и расскажем в этой статье. Для тех читателей, кому нужен быстрый ответ или готовая инструкция к действию, отвечаем на вопрос сразу:

А почему так важно отключать сразу «минус» аккумулятора – мы подробно и популярно объясним ниже по тексту.

Автомобильный аккумулятор

Иллюстрация: автомобильный аккумулятор

Как устроена бортовая сеть автомобиля

Кратко и простыми словами расскажем об устройстве бортовой сети автомобиля, так как это важно для понимания вопроса по поводу последовательности снятия клемм аккумулятора. Поскольку в материале идёт речь про классические аккумуляторные батареи для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, дальше будем рассматривать только такое исполнение, не затрагивая из-за принципиальных различий электромобили, в которых аккумуляторные батареи выступают в качестве тяговых.

Бортовая сеть автомобиля с двигателем внутреннего сгорания – электрическая сеть постоянного тока, источником энергии для всех потребителей которой выступают генератор в качестве основного устройства и аккумуляторная батарея (АКБ) в качестве вспомогательного. К потребителям же относятся почти все остальные устройства бортовой сети (электроника, освещение, система вентиляции и обогрева, акустическая система, датчики, мультимедийные устройства и другое).

Под капотом Volkswagen Tiguan R 2022 модельного года

Под капотом Volkswagen Tiguan R 2022 модельного года

Помимо питания всей бортовой сети генератор также заряжает аккумулятор. «Батарейка» служит резервным источником энергии (главное назначение – запуск остановленного двигателя). Все современные легковые автомобили питаются от сети в 12 вольт, в тяжелой технике чаще применяется 24 вольта.

И важный момент – отличие от бытовых сетей переменного тока, где имеется «плюс», «минус» и «земля». В автомобилях ток постоянный, с «плюсом» все понятно, «минусом» (или «массой») выступает кузов автомобиля, а заземления и вовсе нет. Решение замыкать электрическую цепь через кузов (так называемая однополярная схема) позволило производителям примерно вдвое сократить количество электрических проводов и, помимо этого, улучшить надежность бортовой сети. К потребителю электричества достаточно подать только «плюс», а «минус» можно взять с ближайшей точки «массы» на кузове, замкнув таким образом цепь.

Почему первой надо снимать минусовую клемму

В положительных сторонах автомобильной однополярной электрической схемы мы разобрались, теперь стоит упомянуть и отрицательные моменты такого метода подключения – «минус» на «массе» есть всегда, а значит если «плюс» попадет на кузов – будет короткое замыкание. Это может произойти из-за ошибки подключения проводов при ремонте проводки, обрыве «плюсовых» проводов в результате эксплуатации или от времени, или… При снятии аккумулятора.

Конечно, бортовая сеть автомобиля тщательно защищена предохранителями – в случае пробоя «плюса» на «массу» предохранитель должен обесточить часть бортовой сети с коротким замыканием. Но предохранителя между плюсовой клеммой, гаечным ключом, которым вы можете захотеть открутить первой плюсовую клемму аккумулятора, и кузовом нет.

Аккумулятор Mitsubishi Lancer Evolution IX FQ-360

Аккумулятор Mitsubishi Lancer Evolution IX FQ-360

Да, именно короткое замыкание от плюсовой клеммы на кузов через гаечный ключ (или любой другой металлический инструмент, с помощью которого можно крутить гайки) и является наиболее частой причиной выхода из строя автомобильной электроники при снятии аккумулятора. Поэтому абсолютное большинство производителей автомобилей рекомендуют при снятии аккумулятора сначала отключать минусовую клемму. Так вы гарантированно отключаете кузов от «массы», и даже если при последующем откручивании «плюса» вы дотронетесь ключом к кузову – короткого замыкания не будет и «мозги» автомобиля не пострадают.

Официальные рекомендации автопроизводителей

Все производители выпускают инструкции по эксплуатации для своих автомобилей, где, помимо прочего, есть и советы по правильному отключению аккумулятора. Приведем некоторые из таких рекомендаций из случайных руководств по пользованию автомобилями:

Так можно продолжать цитировать сколько угодно долго – производители из совершенно разных регионов в заводских инструкциях предписывают одно и то же – первой нужно снимать отрицательную клемму аккумулятора.

Но на некоторых автомобилях конструктивно невозможно придерживаться правильной очередности снятия клемм аккумулятора, так как «батарейка» может быть расположена таким образом, что добраться до минусовой клеммы, не отключив предварительно плюсовую, невозможно (например, Peugeot 308, 3008, 408). В таких случаях необходимо действовать как есть – сначала снимать «плюс», потом «минус», соблюдая технику безопасности. Главное правило – не замкнуть плюс на кузов.

Напряжение аккумуляторной батареи

Напряжение аккумуляторной батареи

Также в некоторых автомобилях производства до 1950-1960-х годов практиковалось заземление на плюсовую клемму аккумулятора (например, ГАЗ-М-20 «Победа»), однако от такого метода подключения позже полностью отказались из-за обнаруженного эффекта электрохимической коррозии кузова. Также тогда начала появляться различная электроника, для удобства подключения которой к бортовой сети требовалась определенность производителей с «массой». И примерно с тех пор все автомобили и начали выпускать с «массой» на «минус».

В тех редких автомобилях с заземлением на «плюс», конечно, необходимо сразу отключать «плюс», но вряд ли кто-то из наших читателей сегодня обслуживает такие раритеты. И даже если такие и есть (отдельный вам за это респект, кстати) – вопрос какую клемму отключать первой для таких умельцев однозначно находится вне списка приоритетов – там есть чем заняться и без этого.

Конструктивная особенность Peugeot 308: первой придется отключать плюсовую клемму аккумулятора

Конструктивная особенность Peugeot 308: первой придется отключать плюсовую клемму аккумулятора

Как отличить «плюс» аккумулятора от «минуса»

У некоторых автолюбителей помимо вопроса очередности отключения клемм могут возникнуть сложности с тем, как отличить минусовую клемму аккумулятора от плюсовой. Особенно если на аккумуляторе или его крышке нет никаких обозначений (что сегодня редкость, так как согласно европейским стандартам АКБ обязана иметь обозначения полярности, причем надпись должна быть рельефная, чтобы можно было даже при плохом освещении понять, где «плюс», где «минус»). Рассказываем, как определить полярность аккумуляторной батареи.

По размерам клемм

Плюсовая клемма почти всегда большего размера, поэтому «плюс» от «минуса» можно отличить визуально, если есть доступ к обоим выводам. Если «на глазок» это не получается сделать — возьмите любой измерительный инструмент, или подручное средство (например, спичку или веточку с ближайшего куста или дерева).

Визуально хорошо видно, что клемма "плюса" (справа) больше "минуса" (слева)

Визуально хорошо видно, что клемма “плюса” (справа) больше “минуса” (слева)

Но рекомендуем сначала еще раз убедиться, что обозначений «плюса» и«минуса» нет ни на одной из клемм, на защитных клеммных колпачках, на декоративных крышках или боксе, куда устанавливается аккумулятор (если такой имеется в автомобиле). Иногда используется цветовое обозначение – красным помечают «плюсовой» вывод АКБ, синим – «минусовой».

С помощью мультиметра

Этот инструмент незаменимый помощник при диагностике автомобильной электрики, а учитывая невысокую его стоимость мультиметр желательно иметь всем автовладельцам, которые планируют что-то ремонтировать самостоятельно. С помощью него можно легко узнать полярность аккумулятора.

Проверка аккумулятора мультиметром

Проверка аккумулятора мультиметром

Настройки мультиметра следующие. Черный щуп – в гнездо COM (отрицательный полюс), красный щуп – в гнездо VΩmA (положительный полюс). Диапазон измерения – 20 В для секции постоянного тока (под буквой V на мультиметре будут две прямые полосы или же эта секция будет обозначена как DCV – direct current voltage – напряжение постоянного тока). Подключаем щупы к аккумулятору в любом порядке, на дисплее мультиметра отобразится напряжение в вольтах.

  • Если значение на дисплее положительное (примерно 12 В), значит щупы подключены правильно (чёрный провод на «минус», красный на «плюс»);

  • Если значение на дисплее отрицательное (примерно -12 В), значит щупы подключены неправильно (чёрный провод на «плюс», красный на «минус»).

Проверка аккумулятора мультиметром

Проверка аккумулятора мультиметром

На изображении выше наглядно показан пример правильного подключения, когда красный щуп мультиметра подключен к положительной клемме аккумулятора, а чёрный – к отрицательной.

Лампой накаливания и проводом

Если под рукой есть любой провод (желательно – медный) и лампа накаливания, рассчитанная на напряжение в 12 В (подойдет, например, лампочка от габаритных огней автомобиля, или салонного светильника), то с помощью этого нехитрого набора тоже легко понять, где какая клемма.

Для этого к цоколю лампы необходимо прикрутить один конец медного провода, а другой его конец посадить на массу (кузов), прикрутив к любому некрашеному металлическому элементу на кузове (и не из цветного металла). После этого нижней частью лампочки («пятачком») нужно поочередно дотронуться до клемм аккумулятора. Где лампочка загорится – там и плюс. Если лампочка не загорается – возможно плохо выбрана точка массы на кузове (попробуйте другие места), или аккумулятор полностью разряжен.

Лампа накаливания

Лампа накаливания

Картофель всему голова

Относительно простой способ определить полярность аккумулятора, однако помимо сырого картофеля вам понадобится еще два медных провода. Картофелину разрезаем пополам, и в свежий срез на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга вставляем провода, подключенные к клеммам аккумулятора. Через 5-10 минут (а, возможно, и раньше), вокруг одного из вставленных проводов картофель станет зеленеть. Так вы определите плюсовой провод.

Заключение

Если быть откровенными, то для хорошего специалиста нет разницы, какую клемму снимать первой – понимание процесса, грамотный выбор инструмента и осторожность при работе – и вряд ли возникнут какие-то проблемы со снятием или установкой аккумулятора и уже тем более с повреждениями автомобильной электроники в ходе этих работ. Главное – не замкнуть «плюс» на кузов. Ну а для всех остальных автолюбителей, кто только учится ремеслу самостоятельного ремонта своих «ласточек» и внимательно дочитал статью для конца, еще раз напомним: когда снимаешь аккумулятор – отключай первым, когда ставишь – подключай сначала «плюс».

Крышка плюсовой клеммы аккумулятора

Крышка плюсовой клеммы аккумулятора

Подписывайтесь на нас: Дзен Новости, Google News, ВКонтакте, Telegram, по RSS

Выскажите свое мнение:

Читайте также в нашем журнале: