Индексы шин делят на индексы нагрузки и скорости. Индекс нагрузки шин – цифровой код, который условно отражает максимально допустимую для эксплуатации нагрузку на шину по массе. Значение индекса зависит от массы автомобиля (с полным баком и предусмотренным конструкцией количеством груза и пассажиров), делённой на количества шин в авто. Индекс скорости шин – буквенный код, который условно показывает максимально допустимую скорость эксплуатации шин, при которой они выдерживают заявленные индексом нагрузки значения при правильном давлении. Как видно из определений, индексы нагрузки и скорости шин взаимосвязаны.
Оба индекса используются для подбора автомобильных шин. Таблицы с индексами нагрузки и скорости можно легко найти в открытом доступе (например, в этом материале ниже), а производители “резины” указывают эти значения на большинстве выпускаемых покрышек (собственно, они и принимают решение, какие значения допустимых нагрузок присвоить после внутренних испытаний).
Обращаем внимание на слово “условный” в определениях индексов – это означает, что нижеприведенные данные не являются абсолютной истиной и помимо табличных значений на выбор шин влияют и другие параметры (производитель и его методика испытаний покрышек, износ, климатические условия, способ эксплуатации, здравый смысл и другое). При принятии решения о выборе тех или иных шин – подбирайте покрышки с запасом (параметры должны быть на 30-40% выше расчетных данных).
Что такое индекс нагрузки шин
Индекс нагрузки шин имеет числовое значение (от 0 до 199), каждому соответствует максимальный вес (от 45 до 13600 кг), который может воспринимать автошина. Чем выше индекс – тем больше допустимая нагрузка. Обращаем внимание, что в таблице с индексами нагрузки шин указывается максимальный вес, который может воспринимать одна покрышка, а не вес автомобиля, куда её можно поставить. Данные в таблице ниже указаны в ГОСТ 30238.2-98 и не менялись последние 25 лет.
Индексы нагрузки и скорости шин мы не делили на варианты для грузовых, внедорожных или легковых автомобилей, так как таких понятий в стандартах не существует, вместо этого идёт привязка по массе и скорости соответственно. Поэтому данные в расшифровке актуальны для любых транспортных средств, в том числе для специализированной высоконагруженной техники.
Таблица индексов нагрузки шин
Индекс нагрузки | Макс. вес, кг | Индекс нагрузки | Макс. вес, кг | Индекс нагрузки | Максимальный вес, кг |
---|---|---|---|---|---|
0 | 45 | 67 | 307 | 134 | 2120 |
1 | 46,2 | 68 | 315 | 135 | 2180 |
2 | 47,5 | 69 | 325 | 136 | 2240 |
3 | 48,7 | 70 | 335 | 137 | 2300 |
4 | 50 | 71 | 345 | 138 | 2360 |
5 | 51,5 | 72 | 355 | 139 | 2430 |
6 | 53 | 73 | 365 | 140 | 2500 |
7 | 54,5 | 74 | 375 | 141 | 2575 |
8 | 56 | 75 | 387 | 142 | 2650 |
9 | 58 | 76 | 400 | 143 | 2725 |
10 | 60 | 77 | 412 | 144 | 2800 |
11 | 61,5 | 78 | 425 | 145 | 2900 |
12 | 63 | 79 | 437 | 146 | 3000 |
13 | 65 | 80 | 450 | 147 | 3075 |
14 | 67 | 81 | 462 | 148 | 3150 |
15 | 69 | 82 | 475 | 149 | 3250 |
16 | 71 | 83 | 487 | 150 | 3350 |
17 | 73 | 84 | 500 | 151 | 3450 |
18 | 75 | 85 | 515 | 152 | 3550 |
19 | 77,5 | 86 | 530 | 153 | 3650 |
20 | 80 | 87 | 545 | 154 | 3750 |
21 | 82,5 | 88 | 560 | 155 | 3875 |
22 | 85 | 89 | 580 | 156 | 4000 |
23 | 87,5 | 90 | 600 | 157 | 4125 |
24 | 90 | 91 | 615 | 158 | 4250 |
25 | 92,5 | 92 | 630 | 159 | 4375 |
26 | 95 | 93 | 650 | 160 | 4500 |
27 | 97 | 94 | 670 | 161 | 4625 |
28 | 100 | 95 | 690 | 162 | 4750 |
29 | 103 | 96 | 710 | 163 | 4875 |
30 | 106 | 97 | 730 | 164 | 5000 |
31 | 109 | 98 | 750 | 165 | 5150 |
32 | 112 | 99 | 775 | 166 | 5300 |
33 | 115 | 100 | 800 | 167 | 5450 |
34 | 118 | 101 | 825 | 168 | 5600 |
35 | 121 | 102 | 850 | 169 | 5800 |
36 | 125 | 103 | 875 | 170 | 6000 |
37 | 128 | 104 | 900 | 171 | 6150 |
38 | 132 | 105 | 925 | 172 | 6300 |
39 | 136 | 106 | 950 | 173 | 6500 |
40 | 140 | 107 | 975 | 174 | 6700 |
41 | 145 | 108 | 1000 | 175 | 6900 |
42 | 150 | 109 | 1030 | 176 | 7100 |
43 | 155 | 110 | 1060 | 177 | 7300 |
44 | 160 | 111 | 1090 | 178 | 7500 |
45 | 165 | 112 | 1120 | 179 | 7750 |
46 | 170 | 113 | 1150 | 180 | 8000 |
47 | 175 | 114 | 1180 | 181 | 8250 |
48 | 180 | 115 | 1215 | 182 | 8500 |
49 | 185 | 116 | 1250 | 183 | 8750 |
50 | 190 | 117 | 1285 | 184 | 9000 |
51 | 195 | 118 | 1320 | 185 | 9250 |
52 | 200 | 119 | 1360 | 186 | 9500 |
53 | 206 | 120 | 1400 | 187 | 9750 |
54 | 212 | 121 | 1450 | 188 | 10000 |
55 | 218 | 122 | 1500 | 189 | 10300 |
56 | 224 | 123 | 1550 | 190 | 10600 |
57 | 230 | 124 | 1600 | 191 | 10900 |
58 | 236 | 125 | 1650 | 192 | 11200 |
59 | 243 | 126 | 1700 | 193 | 11500 |
60 | 250 | 127 | 1750 | 194 | 11800 |
61 | 257 | 128 | 1800 | 195 | 12150 |
62 | 265 | 129 | 1850 | 196 | 12500 |
63 | 272 | 130 | 1900 | 197 | 12850 |
64 | 280 | 131 | 1950 | 198 | 13200 |
65 | 290 | 132 | 2000 | 199 | 13600 |
66 | 300 | 133 | 2060 |
Внимание! В таблице указаны данные с максимальной нагрузкой на одну шину! Чтобы выбрать покрышку с подходящим индексом, нужно максимальную массу автомобиля умножить на 1.3-1.4 (запас в 30-40%), после чего полученное значение разделить на количество шин в авто. Например, для Audi 80 Avant в модификации 2.8 V6 E (174 л.с.) Automatic 1991 года выпуска, формула следующая: (полная масса, с заполненным топливом баком и грузами + масса пассажиров) * коэффициент запаса / количество колёс. В цифровом выражении это выглядит так: (1920 кг + 400 кг) * 1.4 / 4 = 812 кг на шину, что соответствует индексу нагрузки шин 101 (выбирается ближайший высший индекс).
Внимание! При расчете нагрузки сдвоенных шин применяется понижающий коэффициент 1,76 от нагрузки на одинарную шину. Например, если одинарная шина с индексом 99 способна выдержать до 775 кг, то спаренные шины (“спарка”) с аналогичным индексом выдержат только 775 * 1,76 = 1354 кг, а не 1650 кг, как если бы нагрузка рассчитывалась как удвоенная.
При подборе шин по индексу нагрузки также не стоит забывать, что если автомобиль часто перевозит грузы, то на заднюю ось необходимо подбирать покрышки с большим запасом, чем дано в наших рекомендациях. Но не стоит забывать также о том, что чем выше индекс нагрузки шины тем, как правило, она дороже, а также тяжелее. И если первое сугубо вопрос толщины кошелька, то второе также влияет и на ходовые характеристики. Чем тяжелее покрышки:
- Тем больше усилий требуется для вращения колёс;
- Тем хуже становится динамика;
- Тем больше расход топлива;
- Тем больше нагрузка на подвеску и тем меньше её ресурс соответственно.
Поэтому запас прочности покрышек должен быть разумным.
Что такое индекс скорости шин
Так как индекс скорости показывает максимальную скорость движения транспортного средства, при которой шины способны соответствовать связанному с ним индексом нагрузки. Поэтому значения двух индексов прописываются слитно.
Индекс скорости указывается буквами латинского алфавита от A до Z или их комбинациями. Чем дальше буква от начала латинского алфавита – тем больше допустимая скорость (за небольшими исключениями и допущениями в связи с продолжительным 50-летним развитием стандартов ECE Regulation 30, ECE Regulation 75, EU Directive 92/23 и других).
Например, обозначение 100S на покрышке или информационной табличке означает, что такая шина может воспринимать до 800 кг нагрузки (значит гружёное четырёхколёсное транспортное средство должно весить не более 2400 кг) и предусмотрена для эксплуатации на скоростях не выше 180 км/ч.
Двухбуквенное обозначение индекса скорости означает диапазон “от”. Например, указанные на покрышке буквы VR говорят о том, что шины можно использовать на скоростях от 210 км/ч. А вот с комбинацией ZR не всё так однозначно из-за путаницы в европейских стандартах. В актуальных документах указывается, что шины, рассчитанные на скорость свыше 240 км/ч, могут обозначаться ZR, тогда как для скоростей свыше 300 км/ч они обязаны подписываться этой комбинацией символов. На деле же получается, что комбинация ZR может присваиваться шинам, рассчитанным на любую скорость свыше 240 км/ч.
В редких случаях на шинах вообще может быть не указан индекс скорости, в этом случае принято считать, что он соответствует значению J (110 км/ч). Во многих странах продажа шин без обозначения индексов запрещена.
Таблица индексов скорости шин
Индекс скорости | Максимальная скорость, км/ч | Индекс скорости | Максимальная скорость, км/ч |
---|---|---|---|
A | 40 | Q | 160 |
B | 50 | R | 170 |
C | 60 | S | 180 |
D | 65 | T | 190 |
E | 70 | U | 200 |
F | 80 | H | 210 |
G | 90 | V | 240 |
J | 100 | W | 270 |
K | 110 | Y | 300 |
L | 120 | VR | >210 |
M | 130 | ZR | >240 |
N | 140 | (W) | >270 |
P | 150 | Z, (ZR) | >300 |
Внимание! Превышать табличные значения, а также эксплуатировать шины долгое время на предельных значениях запрещается. Также необходимо помнить о возрасте шин – чем раньше они выпущены, тем меньше у них запас прочности.
При выборе шин по индексу скорости также не стоит бездумно выбирать самые скоростные покрышки, даже если бюджет позволяет, за исключение случаев, когда действительно планируется эксплуатировать шины в экстремальных условиях. Дело в том, что с повышением индекса скорости шины становятся мягче, следовательно, изнашиваются быстрее. Для обычной эксплуатации пойдут шины попроще, и отходят они подольше. Но если вам завтра на трек – тогда, конечно, экономить не стоит.
Где указываются индексы нагрузки и скорости шин
Значения индекса и нагрузки шин размещаются их производителями на боковой поверхности покрышек, как правило, сразу после маркировки основных размеров. Ранее в продаже можно было встретить шины, где эти индексы не указаны, однако в данный момент реализация подобных покрышек запрещена, в том числе на территории Российской Федерации.
На шине на фотографии ниже указан индекс нагрузи и скорости как 95H, что означает, что эта покрышка может выдержать не более 690 кг нагрузки (т.е. подходит для четырёхколёсных автомобилей полной массой не более 2760 кг) и может эксплуатироваться на скорости не более 210 км/ч.
Обратите внимание, что на внутреннем радиусе покрышки значение максимальной нагрузки на шину также дублируется текстом (max load 690 kg), что соответствует зашифрованному в индексе нагрузки значению в 690 кг. Иногда допустимая нагрузка указывается в фунтах.
Для шин грузовых и коммерческих автомобилей, предполагающих возможную установку шин сдвоенным способом, иногда указывается два значения индекса нагрузки, разделенных косой чертой (слэш), например: 124/116 – для установки в качестве одиночки или в “спарку” соответственно.
Что касается рекомендаций автопроизводителей, то, как мы уже писали выше, информационные таблички с допустимыми индексами нагрузки и скорости шин могут быть расположены внутри дверного проема автомобиля со стороны водителя на центральной стойке, реже на торце двери, также иногда их размещают внутри лючка бензобака.
Если индексы шин там не будут указаны – то снаряженная масса автомобиля найдется, а с помощью неё можно будет рассчитать индекс нагрузки шин, воспользовавшись таблицей выше. А индекс скорости подбирается в зависимости от планируемой скорости эксплуатации.
Заключение
Если при выборе шин у вас возникнут трудности – обратитесь к специалистам. Большинство продавцов шин понимают назначение параметров покрышек, в том числе индексов скорости и шин. Но всё же рекомендуем для начала попытаться самостоятельно разобраться в вопросе. Это снизит вероятность оказаться в ситуации, когда не чистые на руку специалисты порекомендуют тот вариант, что нужно продать, а не тот, который подойдет вам лучше всего.
При выборе бывших в употреблении покрышек стоит предъявлять к ним особые требования и кроме индексов нагрузки и скорости обращать внимание на общее состояние резины, наличие трещин, дату выпуска, остаточную высоту протектора и другие параметры. Но мы искренне надеемся, что читателям журнала DR1VER.RU не приходится кататься по “барахолкам” в поисках более-менее “живой” резины, а есть возможность купить качественные новые покрышки, удовлетворяющие всем требованиям по эксплуатации.
Читайте также в нашем журнале: